Социально-педагогический портрет педагога дополнительного образования:
Профессионально значимые качества:
• умение создавать, созидать новое;
• способность противостоять сложившимся традициям и взглядам;
• умение видеть перспективы изучаемого объекта;
• способность принимать и преломлять любые идеи;
Социальная компетентность:
• принятие других такими, какие они есть;
• терпимое отношение к ошибкам;
• пунктуальность;
• стремление к сотрудничеству;
• искренность с собой и другими;
• социальная совесть.
Вербальные способности:
• конструктивное, аналитическое и творческое мышление;
• речь ясная и аргументированная;
• умение поддерживать беседу;
• учитывание особенностей области познания;
• высокая грамотность;
• достаточный словарный запас;
• широкий круг чтения;
• высокая работоспособность.
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходя из психофизиологической целесообразности. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников). Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в том числе детей, имеющих отклонения в развитии. Организует участие детей в массовых мероприятиях. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Участвует в деятельности методических объединений и в других формах методической работы. Повышает свою профессиональную квалификацию.
|
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности: методику поиска и поддержки талантов; содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты".
Требования, предъявляемые к педагогам дополнительного образования, как видно, предполагают непрерывное самообразование и регулярное повышение их квалификации.
|
В настоящее время на всех уровнях, от общегосударственного до городского, осуществляется такое повышение квалификации. На уровне страны - в Академии повышения квалификации работников образования, на уровне регионов, республик, областей в республиканских, областных институтах повышения квалификации, на уровне города - в городском институте повышения квалификации.
Процедура аттестации педагогических кадров заключается в том, что ежегодно каждый педагогический работник имеет право подать заявление в аттестационную комиссию с указанием категории, на которую он претендует, и обосновать это результатами своего труда.
В зависимости от категории, указанной в заявлении, аттестацию будут проводить эксперты и комиссии разных уровней в соответствии с положением, принятым в регионе. Срок действия решения аттестационной комиссии - 5 лет. Специалист имеет право на досрочную аттестацию в установленном порядке.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите основные должностные обязанности педагога дополнительного образования.
2. Раскройте взаимосвязь между мотивацией и стилем педагогической деятельности педагога дополнительного образования.
3. Какое значение играет творчество педагога дополнительного образования в востребованности данного образования?
4. Профессионализм как основа деятельности педагога дополнительного образования.
5. Раскройте особенности деятельности педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации кадров.
6. В чем заключаются особенности деятельности педагогического коллектива учреждений дополнительного образования?
|
Тестовые задания
1. Выберете правильный ответ.
Кому из приведенных ниже ученых принадлежит данное высказывание: «...цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической помощи обучающимся в их социальном самоопределении в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен»:
а) А.И.Демков;
б) С.И. Гессен;
в) В.А. Горский.
2. Выберете правильный ответ.
Неотъемлемый компонент базового образования; фактор добровольности по отношению к обязательности базового; фактор развития, наполнения, совершенствования, дополнения базового образования в течение всего жизненного пути личности – это:
а) Определение образования;
б) Дополнительное образование;
в) Цель образования;
г) Методика образования.
3. Соотнесите пути психолого-педагогической подготовки преподавателей негуманитарных профилей начальной, средней и высшей профессиональной школы с их содержанием:
А) Первый путь | 1. обучение в аспирантуре; |
Б) Второй путь | 2. введение в процесс вузовского обучения студентов специализации "Преподаватель"; |
В) Третий путь | 3. непрерывная трехуровневая психолого-педагогической подготовка преподавателя в системе "школа - вуз - послевузовское образование" для людей, осознающих свое педагогическое призвание;. |
Г) Четвертый путь | 4. обучение специалистов с высшим образованием в центрах дополнительного образования, институтах повышения квалификации. |
4. Выберете правильный ответ.
Какая из приведенных ниже моделей соответствует четырехуровневой модели обучения иностранному языку:
а) «начальная школа - средняя школа - старшая школа - вуз";
б) «детский сад - начальная школа - средняя школа - старшая школа";
в) «средняя школа - старшая школа - центр дополнительного образования - вуз".
5. Соотнесите типы учреждений дополнительного образования с уровнями и видами дополнительного образования:
А) Учреждения дополнительного образования детей | 1.реализуется "учебное", "досуговое" дополнительное образование; |
Б) Учреждения дополнительного образования взрослых | 2.реализуется дошкольное и школьное "учебное", "досуговое" дополнительное образование; |
В) Учреждения дополнительного образования | 3.реализуется "учебное", "досуговое" дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское дополнительное образование. |
6. Соотнесите уровни административного (территориального) деления города:
1 уровень | а) уровень отдельного общеобразовательного учреждения; |
2 уровень | б) городской; |
3 уровень | в) окружной; |
4 уровень | г) муниципальный; |
7. Выберете правильный ответ.
"Педагогический работник, в задачи которого входит обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоение профессиональных программ" – это:
а) аспирант;
б) учитель;
в) воспитатель.
8. Выберете правильный ответ.
К лицам, осуществляющим образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми, относятся:
а) методисты;
б) педагоги дополнительного образования детей и педагоги-организаторы;
в) администрация, управленцы;
г) специалисты профильных направлений.
9. Выберете правильные ответы.
К профессионально значимым качествам педагога дополнительного образования относятся:
а) умение создавать, созидать новое;
б) широкий круг чтения;
в) способность противостоять сложившимся традициям и взглядам;
г) социальная совесть;
д) умение видеть перспективы изучаемого объекта;
е) способность принимать и преломлять любые идеи.
10. Согласны ли Вы с данным утверждением?
«Срок действия решения аттестационной комиссии – 7 лет».