Тема 1.5. Педагог дополнительного образования




Социально-педагогический портрет педагога дополнительного образования:

Профессионально значимые качества:

• умение создавать, созидать новое;

• способность противостоять сложившимся традициям и взгля­дам;

• умение видеть перспективы изучаемого объекта;

• способность принимать и преломлять любые идеи;

Социальная компетентность:

• принятие других такими, какие они есть;

• терпимое отношение к ошибкам;

• пунктуальность;

• стремление к сотрудничеству;

• искренность с собой и другими;

• социальная совесть.

Вербальные способности:

• конструктивное, аналитическое и творческое мышление;

• речь ясная и аргументированная;

• умение поддерживать беседу;

• учитывание особенностей области познания;

• высокая грамотность;

• достаточный словарный запас;

• широкий круг чтения;

• высокая работоспособность.

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное об­разование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообраз­ную творческую деятельность. Комплектует состав кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения. Обеспечивает педагоги­чески обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обуче­ния), исходя из психофизиологической целесообразности. Обеспечи­вает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников). Уча­ствует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обу­чающихся. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, спо­собствует их развитию, формированию устойчивых профессиональ­ных интересов и склонностей. Поддерживает одаренных и талантли­вых обучающихся (воспитанников), в том числе детей, имеющих от­клонения в развитии. Организует участие детей в массовых меро­приятиях. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожар­ной защиты. Участвует в деятельности методических объединений и в других формах методической работы. Повышает свою профессио­нальную квалификацию.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Рос­сийской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, ги­гиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности: методику поиска и поддержки талантов; содержание, методику и организацию науч­но-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздорови­тельно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциа­ций; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и проти­вопожарной защиты".

Требования, предъявляемые к педагогам дополнительного об­разования, как видно, предполагают непрерывное самообразование и регулярное повышение их квалификации.

В настоящее время на всех уровнях, от общегосударственного до городского, осуществляется такое повышение квалификации. На уровне страны - в Академии повышения квалификации работников образова­ния, на уровне регионов, республик, областей в республиканских, обла­стных институтах повышения квалификации, на уровне города - в го­родском институте повышения квалификации.

Процедура аттестации педагогических кадров заключается в том, что ежегодно каждый педагогический работник имеет право по­дать заявление в аттестационную комиссию с указанием категории, на которую он претендует, и обосновать это результатами своего труда.

В зависимости от категории, указанной в заявлении, аттестацию будут проводить эксперты и комиссии разных уровней в соответствии с положением, принятым в регионе. Срок действия решения аттеста­ционной комиссии - 5 лет. Специалист имеет право на досрочную аттестацию в установленном порядке.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите основные должностные обязанности педагога дополнительного образования.

2. Раскройте взаимосвязь между мотивацией и стилем педагогической деятельности педагога дополнительного образования.

3. Какое значение играет творчество педагога дополнительного образования в востребованности данного образования?

4. Профессионализм как основа деятельности педагога дополнительного образования.

5. Раскройте особенности деятельности педагога дополнительного об­разования в системе повышения квалификации кадров.

6. В чем заключаются особенности деятельности педагогиче­ского коллектива учреждений дополнительного образования?

 

Тестовые задания

1. Выберете правильный ответ.

Кому из приведенных ниже ученых принадлежит данное высказывание: «...цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической помощи обучающимся в их социальном са­моопределении в практической подготовке к жизни и профессиональ­ной карьере в условиях социальных перемен»:

а) А.И.Демков;

б) С.И. Гессен;

в) В.А. Горский.

 

2. Выберете правильный ответ.

Неотъемлемый компонент базового образования; фактор добровольности по отношению к обязательности базового; фактор развития, наполнения, совершенствования, дополнения базо­вого образования в течение всего жизненного пути личности – это:

а) Определение образования;

б) Дополнительное образование;

в) Цель образования;

г) Методика образования.

 

3. Соотнесите пути психолого-педагогической подготовки преподавателей негуманитарных профи­лей начальной, средней и высшей профессиональной школы с их содержанием:

А) Первый путь 1. обучение в аспирантуре;
Б) Второй путь 2. введение в процесс вузовского обучения студентов специализа­ции "Преподаватель";
В) Третий путь 3. непрерывная трехуровневая психо­лого-педагогической подготовка преподавателя в системе "школа - вуз - послевузовское образование" для людей, осознающих свое пе­дагогическое призвание;.
Г) Четвертый путь 4. обучение специалистов с высшим образованием в цен­трах дополнительного образования, институтах повышения квалификации.

 

4. Выберете правильный ответ.

Какая из приведенных ниже моделей соответствует четырехуровневой модели обучения иностранному языку:

а) «начальная школа - средняя школа - старшая школа - вуз";

б) «детский сад - начальная школа - средняя школа - старшая школа";

в) «средняя школа - старшая школа - цен­тр дополнительного образования - вуз".

 

5. Соотнесите типы учреждений дополнительного образования с уровнями и видами дополнительного образования:

А) Учреждения дополнительного образования детей 1.реали­зуется "учебное", "досуговое" дополнительное образование;
Б) Учреждения дополнительного образования взрослых 2.реали­зуется дошкольное и школьное "учебное", "досуговое" допол­нительное образование;
В) Учреждения дополнительного образования 3.реализуется "учебное", "досуговое" дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское дополнительное обра­зование.

 

6. Соотнесите уровни административного (территори­ального) деления города:

1 уровень а) уровень отдельного общеобразовательного учреждения;
2 уровень б) городской;
3 уровень в) окружной;
4 уровень г) муниципальный;

 

7. Выберете правильный ответ.

"Педагогический работник, в задачи которого входит обучение и воспитание учащихся с учетом спе­цифики преподаваемого предмета, формирование общей культуры лич­ности, социализации, осознанного выбора и освоение профессиональ­ных программ" – это:

а) аспирант;

б) учитель;

в) воспитатель.

 

8. Выберете правильный ответ.

К лицам, осуществляющим образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми, относятся:

а) методисты;

б) педагоги дополни­тельного образования детей и педагоги-организаторы;

в) администрация, управленцы;

г) специалисты профильных направлений.

 

9. Выберете правильные ответы.

К профессионально значимым качествам педагога дополнительного образования относятся:

а) умение создавать, созидать новое;

б) широкий круг чтения;

в) способность противостоять сложившимся традициям и взгля­дам;

г) социальная совесть;

д) умение видеть перспективы изучаемого объекта;

е) способность принимать и преломлять любые идеи.

 

10. Согласны ли Вы с данным утверждением?

«Срок действия решения аттеста­ционной комиссии – 7 лет».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: