1. Развитие и становление российской системы дополнительного образования.
2. Дополнительное образование как многоуровневая система.
3. Влияние дополнительного образования детей на развитие социальных потребностей в области образования.
4. Педагогический потенциал учреждения дополнительного образования.
5. Специфика педагогических возможностей учреждений дополнительного образования.
6. Социально-педагогические функции учреждений дополнительного образования.
7. Педагогическая среда учреждения дополнительного образования.
8. Управление формированием педагогической среды учреждения дополнительного образования.
9. Ассоциации учреждений дополнительного образования.
10. Содержательные характеристики программ дополнительного образования.
11. Анализ социального заказа на дополнительные образовательные программы.
12. Социально-педагогические функции дополнительных образовательных программ.
13. Реализация познавательных потребностей обучающихся в педагогических программах учреждения дополнительного образования.
14. Группы потребностей детского контингента в педагогических
программах учреждения дополнительного образования.
15. Педагог дополнительного образования: социально-педагогический портрет.
16. Развитие личности педагога дополнительного образования.
17. Педагог-мастер в системе дополнительного образования.
18. Педагогический коллектив учреждения дополнительного образования.
19. Педагог в системе повышения квалификации кадров.
20. Управление персоналом в учреждении дополнительного образования.
21. Развитие муниципальной системы дополнительного образования.
22. Развитие региональной системы дополнительного образования.
|
23. Педагогический потенциал различных организационных форм дополнительного образования.
24. Современные модели новых видов учреждений дополнительного образования.
25. Взаимодействие школьного и дополнительного образования.
26. Организация дополнительного образования в современных училищах, колледжах.
27. Организация дополнительного образования в вузах.
28. Дополнительное образование в зарубежных странах.
29. Методическая служба учреждений дополнительного образования.
30. Педагогические кадры, обеспечивающие методическую службу дополнительного образования.
31. Обеспечение системы дополнительного образования.
32. Аттестация учреждения дополнительного образования.
33. Аккредитация учреждения дополнительного образования.
34. Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
35. Управление многоуровневой системой дополнительного образования.
36. Творческая образовательная среда в учреждении дополнительного образования.
37. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали.
Вопросы к экзамену
1. Основные цели профессионального дополнительного образования.
2. Характеристика образовательных уровней, установленных в Законе РФ «Об образовании».
3. Учреждения дополнительного образования, сформированные в рамках образовательных учреждений.
4. Пути решения психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза.
5. Особенности получения психолого-педагогического образования для специалистов, уже имеющих высшее профессиональное образование негуманитарного профиля и желающих вести преподавательскую деятельность.
|
6. Развитие языкового дополнительного образования.
7. Варианты экономического дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях.
8. Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательные учреждения.
9. Типы учреждений дополнительного образования.
10. Учреждения дополнительного образования для каждого образовательного уровня.
11. Основные проблемы кадрового обеспечения дополнительного образования.
12. Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования.
13. Структура кадров в системе дополнительного образования.
14. Должностные обязанности педагога дополнительного образования.
15. Мотивация и стиль педагогической деятельности педагога дополнительного образования.
16. Педагогический коллектив учреждения дополнительного образования.
17. Модели методической службы в современной системе образования.
18. Методическая деятельность учреждения дополнительного образования.
19. Целевое значение и задачи методической службы.
20. Информационная функция деятельности методической службы.
21. Особенности планово-прогностической функции деятельности методической службы.
22. Контрольно-диагностическая функция деятельности методической службы.
23. Традиционные и инновационные формы деятельности методической службы.
24. Работа над единой методической темой учреждения как одна из важнейших форм методической деятельности.
|
25. Разнообразие форм организации деятельности методической службы.
26. Особенности профессиональных объединений педагогов.
27. Методическое объединение как традиционное объединение педагогов.
28. Функции педагогического, методического и экспертного советов.
29. Функциональные обязанности заместителя директора по научно-методической работе.
30. Особенности деятельности руководителя методического объединения (лаборатории, кафедры).
31. Профессионально значимые качества методиста учреждения дополнительного образования.
32. Требования к подготовке педагога дополнительного образования.
33. Модель педагога учреждения дополнительного образования.
34. Образовательные учреждения по подготовке педагогов дополнительного образования.
35. Образовательная программа и учебный план учреждения дополнительного образования.
36. Особенности типовых и авторских программ дополнительного образования.
Литература
Основная литература
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития//Внешкольник.- 1997. - № 9. С. 6-8.
2. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. - М., 1997.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.
4. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997.
5. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель". Госкомитет по высшему образованию. – М., 1995.
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995.
7. Государственный образовательный стандарт по специальности 0317 "Педагогика дополнительного образования". - М., 1998.
8. Государственный образовательный стандарт РФ "Дополнительное профессиональное педагогическое образование специалистов с высшим образованием негуманитарного профиля". - СПб., 1993.
9. Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". - М., 1996.
10. Закон РФ "Об образовании". - М., 1992.
11. Зимняя И.А. Дополнительное языковое образование. - М., 2001.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000.
13. Крылова Н. Деятельностный портрет методиста // Народное образование, 1999. - № 7-8. С. 146-153.
14. Методическая деятельность. Словарь-справочник. – Л., 1991.
15. Методическая работа в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1991.
16. Морозова Н.А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России. - М.: МГУП, 2001.
17. Поволяева М.Н. Требования к образовательным программам дополнительного образования детей. – М., 1999.
18. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. - М.: МИРОС, 1995.
19. Проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного образования/ Под ред. В.И. Панова - М., 2000.
20. Руднева С.И., Кочеткова В.Г. Педагог дополнительного образования. - Самара: Изд. МГПУ, 1998.
21. Сборник нормативно-правовых и методических материалов в сфере дополнительного профессионального образования. - М., 1998.
22. Сергеева Н.Н. Дополнительное образование в педагогическом вузе. - Екатеринбург. 2001.
23. Татур Ю.Г. Образовательная система России. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
24. Урвант Я.М. Качество методической работы //Народное образование, 1998, №8.
25. Фомина А.Б., Кочнева С.В. Организация методической службы в учреждениях дополнительного образования детей: Рекомендации. – М., 1999.
Дополнительная литература
1. Аттестация педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования детей. - М., 1997.
2. Бегун В., Ляйкауф Г. Образование в России: Словарь-справочник. - М.: Наука, 2001.
3. Буева И.И. Планирование в системе дополнительного образования. Методические рекомендации. – Оренбург, 1999.
4. Булаев Н.И. Ведущие тенденции развития дополнительного образования взрослых. - М..,1998.
5. Горский В. А. и др. Система дополнительного образования детей//Дополнительное образование.- 2000.- № 1. С 6.
6. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность 0317 Педагогика дополнительного образования. - М., 1998.
7. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. - М., 1998.
8. Джуринский А.И. Зарубежная история педагогики. - М. "ФОРУМ"-"ИНФРА-М", 1998.
9. Дополнительное образование детей./Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000с.
10. Дополнительное образование сегодня//Вузовские вести. -1998. -№20(66). С. 5.
11. Евладова Б.Б., Николаева В.А. Развитие системы дополнительного образования в образовательных учреждениях. - М., 1999.
12. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.
13. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. - М.: МНПИ, 1999.
14. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1984.
15. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 1999.
16. Казакова Б.И. Проектирование образовательных программ. – СПб., 1994.
17. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
18. Концепция непрерывного образования. Проект. - М., 1988.
19. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. - М., ВЛАДОС, 2000.
20. Макарова Л. В. Преподаватель: модель деятельности и аттестации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.
21. Махмурян К.С. Развитие языковой личности в условиях дополнительного высшего образования// Преподаватель. - 2000. -№2. С. 7-11.
22. Медведев В.Е. О дополнительном образовании студентов и педагогической подготовке преподавателей//Бауманец. - 1995. - № 1.
23. Методика проведения аттестации учреждений дополнительного образования детей: Приложение к журналу "Внешкольник". - М., 1997. Вып. 4. - С. 8.
24. Мудрик А.В. Учитель, мастерство и вдохновение. - М., 1986.
25. Народное образование в СССР: Сборник нормативных актов. - М.: Юридическая литература, 1987.
26. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. - М.: ВЛАДОС, 2000.
27. Подготовка научно-педагогических кадров в вузах ФРГ. Вып. 1. - М.: НИИ проблем высшей школы, 1989.
28. Программа дополнительного педагогического образования специалистов с высшим образованием негуманитарного профиля. - СПб., 1993.
29. Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы//Преподаватель. 2000. - № 3. С. 10-22.
30. Проект Федерального Закона «О дополнительном образовании» /Внешкольник. - 1998. - № 5.
31. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-на-Дону, - 1998.
32. Современная высшая школа//Международный журнал. 1992. - № 1-4.
33. Стратегия развития московской городской системы дополнительного образования: проектные идеи и условия их реализации. - М., 1998.
34. Требования к образовательным программам дополнительного образования детей. – М., 1999.
35. Чепурных Е.Е. Воспитание в системе образования на пороге ХХI века. - М., 2001.
Ответы на тестовые задания.
Раздел 1. 1. а 2. б 3. А – 2, б – 1, в – 4, г- 3 4. а 5. А – 2, б – 1, в – 3 6. 1 – б, 2 – в, 3 – г, 4 – а 7. б 8. в 9. а, в, д, е 10. Нет | Раздел 3 1. а 2. б, в, г 3. да 4. дисциплины психолого-педагогической подготовки, дисциплины предметной подготовки, дисциплины дополнительной подготовки, педагогическая практика 5. а, в, г, д 6. а, в 7. А – 3, б – 4, в – 5, г – 6, д – 1, е – 2 8. а 9. А – 4, б – 1, в – 2, г - 3 10. б |
Раздел 2. 1. в 2. а, б, д 3. а 4. а – 2, б – 4, в – 1, г - 3 5. А – 1, 2, 5, 7, 8, 11; Б – 3, 4, 6, 9, 10,12 6. б 7. б, г, д 8. А – 1, б – 3, в - 2 9. а 10. да |
Алешина Валентина Дмитриевна