Раздел 2. Методическое обеспечение организации и осуществления дополнительного образования




Тема 2.1. Методическая служба учреждения дополнительного

Образования детей

Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процес­се: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки этого тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализо­вать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба образования, вносящая большой вклад в деятельность учреждений.

В настоящее время сложилась и успешно функционирует разно­уровневая методическая система. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.

Любая модель методической службы предполагает осуществле­ние методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессионального мастерства педагогических работников, своевременное оказание им мето­дической помощи и т.п.

Чтобы определить роль и место методической службы учреждения дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть суще­ствующие в системе образования модели методических служб, кото­рые в условиях реформирования образования (создания различных типов учреждений, обновления содержания обучения и внедрения но­вых технологий и т.д.) на разных уровнях способствуют обеспечению профессиональной деятельности педагогических работников.

Наибо­лее распространенные в настоящее время в практике модели методических служб территориального значения системы образования:

· районный (окружной, городской) методический кабинет;

· инспекторско-методический отдел в структуре органов управ­ления образованием;

· информационно-методический городской, районный центр (кабинет);

· научно-методический городской (районный) методический центр (кабинет);

· учебно-методический кабинет (отдел) в структуре институ­тов повышения квалификации.

Рассмотренные нами модели методических служб могут быть реализованы в районных, городских, областных масштабах. Все они имеют право на существование в зависимости от конкретных усло­вий и потребностей региона и, естественно, не заканчивают собой ряд существующих моделей.

Реформирование системы внешкольного воспитания в систе­му дополнительного образования в соответствии с законом «Об образовании» (1992 г.) требует сегодня от учреждений переосмысле­ния своей деятельности, в том числе и методической, по следующим причинам.

Во-первых, ее роль значительно возрастает в связи с необходи­мостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем;

Во-вторых, становится более активным участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса и образовательных программ нового поколения.

Методическая деятельность учреждения дополнительного образо­вания — это целостная система мер, основанная на достижениях на­уки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге, — на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня об­разованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Очевидно, что в основе обновления деятельности всех образо­вательных учреждений, лежит идея развития, которая охватыва­ет все категории педагогических работников системы дополни­тельного образования детей. Стремясь осуществить развитие уч­реждения, руководители активизировали методическую деятель­ность, а педагоги дополнительного образования, в свою очередь, с удвоенным вниманием отнеслись к своей методической работе.

В учебном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни. В связи с этим одной из важнейших задач дополнительного образования, которую необходимо включить в план деятельности методической службы учреждения, является обновле­ние содержания предлагаемой детям деятельности (что предложить, на чем построить интересное общение, как организовать полезную деятельность), которое осуществляется за счет введения новых обра­зовательных программ, а также за счет изменения и усовершенство­вания существующих программ.

Разнообразию содержания дополнительного образования отве­чает живое разнообразие методов и форм педагогической деятель­ности. С точки зрения принципа саморазвития методы обучения ха­рактеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, а формы обучения — с фронтальных на индиви­дуальные и групповые, в том числе разновозрастные.

В последние годы усилилось внимание к научно-практическим разработкам идей развивающего образования, когда под присталь­ным вниманием находится развитие личности ребенка. Принци­пиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей — такое воспитание и обучение ребенка, при ко­тором учебный предмет не самоцель, а средство формирования и со­вершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовы­ражению и самореализации.

В учреждениях дополнительного образования может быть освое­но большое количество развивающих технологий для использования в работе с разными группами детей, поэтому необходимо вести ра­боту по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс

Поддержка и развитие детского творчества — одна из задач до­полнительного образования, которое имеет значительный педаго­гический потенциал и выступает как мощное средство развития личности.

Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каж­дого ребенка. Поэтому диагностика реальных возможностей учащих­ся представляет собой обширное поле деятельности.

В учреждении дополнительного образования имеются все усло­вия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обу­чению и разделять детей по их индивидуальным особенностям и ин­тересам, учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения и воспитания в зависимости от уровня умственного разви­тия и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Обновление деятельности методической службы мы рассматри­ваем с таких качественных позиций, как:

• изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого на основе системного осмысления практики;

• творческая переработка старого опыта;

• совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций.

Методическая служба учреждения дополнительного образования детей — объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью. К ним относятся заместители директора по научно-методической, программно-методической и учебно-воспитательной деятельности, методисты по направлениям деятельности, заведую­щие структурными подразделениями, педагоги.

Каждое учреждение дополнительного образования, исходя из сво­их интересов, целей развития и возможностей, формирует свою мо­дель методической службы.

В соответствии с этим определяются следующие задачи мето­дической службы:

1. Исследование образовательных потребностей социума.

2. Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образо­вательном учреждении (структурном подразделении).

3. Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительно­го образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспи­тания детей.

4. Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного про­цесса путем внедрения программ нового поколения, новых педаго­гических технологий обучения и воспитания.

5. Выявление, изучение и оценка результативности педагогичес­кого опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распрост­ранение передового педагогического опыта.

6. Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей обра­зовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осу­ществление непрерывной связи с институтами повышения квали­фикации.

7. Оказание поддержки педагогическим работникам и руководи­телям образовательного учреждения в инновационной деятельнос­ти, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации.

8. Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.

9. Организация совместной работы с научно-исследовательски­ми лабораториями, методическими центрами и вузами при прове­дении опытно-экспериментальной работы.

Основные направления деятельности методической службы уч­реждения дополнительного образования детей продиктованы со­временной ситуацией в образовании. Мы обозначим те направле­ния, которые сложились в нашей практике:

1. Совершенствование педагогической деятельности (оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей).

2.Обновление программного обеспечения образовательного про­цесса (изменение содержания дополнительного образования).

3.Внедрение в практику учреждения дополнительного образо­вания научных исследований и достижений передового педагоги­ческого опыта, пристальное внимание к научной и теоретической компетентности педагога.

4.Организация работы по повышению квалификации педагоги­ческих работников учреждения дополнительного образования.

5.Руководство работой методических объединений, кафедр, ла­бораторий и творческих групп педагогов.

6.Ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики.

7.Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.

8.Участие в аттестационных, экспертных комиссиях.

9.Оказание помощи образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам по месту жительства и др.) в организации дополнительного образования.

10. Проведение различных семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, диспутов и т.п.

Содержание деятельности методической службы в учрежде­нии дополнительного образования детей определяется в соответ­ствии с целевыми задачами развития и характером планируемых нововведений.

Деятельность методической службы направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на преодоление труд­ностей переходного этапа от внешкольного воспитания к дополни­тельному образованию, на совершенствование деятельности педа­гога, повышение его профессионального мастерства и может вклю­чать в себя:

• развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами;

• программно-методическое обеспечение стратегических на­правлений деятельности учреждения дополнительного обра­зования детей;

• разработку и создание учебно-методических материалов: программ, пособий, положений, тезисов, текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.;

• создание проектов совместной деятельности учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ (воспитательная и образовательная деятельность);

• представление методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса, по планированию деятельности, отчетности, созданию образовательных программ учебных групп и детских коллективов;

• осмысление форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

• создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию;

• разработка рекомендаций для педагогов, детей и родителей;

• составление сценариев конкурсов и критериев их оценки.
Таким образом, деятельность методической службы в учрежде­нии дополнительного образования детей ориентирована на дости­жение и поддержание высокого качества образовательного процес­са, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональ­ной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы цели, задачи, функции и направления развития методических служб территориального значения?

2. Раскройте особенность многоуровневой системы методических служб.

3. Назовите предпосылки реформирования системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования.

4. В чем заключается особенность методической деятельности учреждения дополнительного образования?

5. Перечислите наиболее актуальные идеи развития дополнительного образования.

6. Перечислите условия деятельности педагога, характерные для сегодняшнего этапа развития общества.

7. Раскройте задачи методической службы.

8. Охарактеризуйте основные направления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования.

9. Каково содержание деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: