Раздел 1. «Дополнительное образование в системе непрерывного образования России»




Теория и методика современного дополнительного образования

 

Учебно-методическое пособие для студентов

Всех форм обучения

 

 

Москва – 2016

 

 


УДК

УДК 37

.Теория и методика современного дополнительного образования. Учебно-методическое пособие. – М.,2016г.

 

В учебно-методическом пособии изложено содержание курса Теория и методика современного дополнительного образования». Особое внимание уделено современному пониманию «дополнительного образования» в системе непрерывного образования России,методическому обеспечению организации и осуществления дополнительного образования, а такжеподготовке педагогов дополнительного образования. Учебно-методическое пособие носит практико-ориентированный характер: в нем сочетается аналитическое описание опыта с конкретными рекомендациями прикладного характера.

 

Рецензенты: Дмитриев Ю.А., доктор педагогических наук, доцент МПГУ

Медведь Э.И., кандидат педагогических наук, профессор МГГИ

 

Редактор: Коновалова Л.Ф.

 

 

©

Содержание

Введение……………………………………………………………….  
Раздел 1. «Дополнительное образование в системе непрерывного образования России»…………………………………...  
Тема 1. 1. Цели и содержание дополнительного образования……..  
Тема 1.2. Психолого-педагогическое, языковое, экономическое образование как дополнительное………………………………………….  
Тема 1.3. Организационно-структурное обеспечение дополнительного образования……………………………………………..  
Тема 1.4. Кадровое обеспечение дополнительного образования как проблема современного образования…………………………………  
Тема 1.5. Педагог дополнительного образования…………………..  
Тестовые задания……………………………………………………...  
Раздел 2. «Методическое обеспечение организации и осуществления дополнительного образования»………………………  
Тема 2.1. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей…………………………………………………………..  
Тема 2.2. Основные функции методической службы учреждения дополнительного образования детей……………………………………...  
Тема 2.3. Формы организации деятельности методической службы……………………………………………………………………….  
Тема 2.4. Виды профессиональных объединений педагогов дополнительного образования……………………………………………..  
Тема 2.5. Организаторы методической службы учреждения дополнительного образования……………………………………………..  
Тестовые задания……………………………………………………...  
Раздел 3. «Подготовка педагогов дополнительного образования»……………………………………………………………….  
Тема 3.1. Структурно-организационная составляющая подготовки педагогов дополнительного образования…………………………………  
Тема 3.2. Содержательная составляющая подготовки педагогов дополнительного образования……………………………………………..  
Тема 3.3. Проектирование программ дополнительного образования.  
Тестовые задания……………………………………………………...  
Контрольный тест…………………………………………………..  
Вопросы к зачету……………………………………………………..  
Примерная тематика рефератов…………………………………...  
Вопросы к экзамену………………………………………………….  
Литература…………………………………………………………….  

 


Введение

 

Современная реформа образования в России вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания. Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми и взрослыми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект, повышать квалификацию и т.д.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего, профессионального образования, помогает в профессиональном самоопределении. Также следует отметить, что в условиях дополнительного образования существует возможность удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал.

Следует отметить, что современная система дополнительного образования вобрала в себя то, что было наработано за долгие годы во внешкольной воспитательно-образовательной работе.

Готовясь к педагогической деятельности, студент долженизучить организацию и содержание теоретической и профессиональной подготовки педагога дополнительного образования, использовать большой потенциал наработанный предыдущим поколением и творчески реализовать в современной системе дополнительного образования.

Методическое пособие раскрывает структуру курса на основе обеспечения связи практики и теории в обучении педагога дополнительного образования. В приведенных разделах анализируются проективные представления об актуальных знаниях и умениях студентов.

Для самостоятельной работы студентам предоставляется возможность проверить усвоение каждого раздела и темы с помощью вопросов для самоконтроля и тестовых заданий, дан перечень тем рефератов, а также список обязательной и дополнительной литературы.

 

 

Раздел 1. «Дополнительное образование в системе непрерывного образования России»

Тема 1.1. Цели и содержание дополнительного образования

Система непрерывного дополнительного образования России находится в постоянном развитии и совершенствовании. Появляются новые типы и виды учреждений дополнительного образования, множатся публикации учебной и методической литературы по проблемам дополнительного образования, совершенствуется система подготовки педагогических кадров – педагогов дополнительного образования, проведение всероссийских, региональных, областных конференций, посвященных проблемам дополнительного образования России.

Рассмотрение и изучение истории развития дополнительного образования в общем контексте анализа истории образования (А.И.Демков, А.Н.Джуринский, Г.М. Коджаспирова, Г.Б.Корнетов, А.И.Пискунов и др.) подтверждает мысль о том, что на протяже­нии всего периода цивилизационного развития происходит постоян­ное расширение образовательного пространства, дополнение его но­выми областями, новыми закономерностями, принципами, формами, методами, средствами. В современном его представлении образова­тельное пространство многомерно. Оно объединяет образователь­ные области базового, профессионального образования; области до­полнительного образования; досуговые области и другие. Человек в этом образовательном про­странстве, развиваясь на протяжении всей своей жизни, к основным знаниям «дополучает» знания, которые в настоящее время называют «дополнительными».

«Дополнительное образование - неотъемлемый компонент базового образования; фактор добровольности по отношению к обязательности базового; фактор развития, наполнения, совершенствования, дополнения базо­вого образования в течение всего жизненного пути личности».

Рассмотрение дополнительного образования с позиции развития личности позволяет определить цель дополнительного образования как «не только введение в мир развития дошкольника, школьника, студента, специалиста дополнительных знаний, но и как предположение использования этих знаний для поиска и простраивания личного пути, траектории личностного развития, социальной защищенности в современном обществе, дополнения и расширения базовых знаний, воспитания, гармоничного развития личности».

Отметим, что еще в начале XX века С.И. Гессен, видный россий­ский педагог, философ образования, понимая необходимость много­образия направлений развития личности, также выделял среди них такую новую для того времени область, как «внешкольное образова­ние», считая, что именно оно играет для развития личности первосте­пенную роль. Другими сло­вами, реализуется одна из основных целей образования вообще и до­полнительного в частности - развитие личности. Эту мысль продол­жает В.А. Горский. Он считает, что «...цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической помощи обучающимся в их социальном са­моопределении в практической подготовке к жизни и профессиональ­ной карьере в условиях социальных перемен».

Развитие личности предполагает формулирование еще одной из актуальных целей дополнительного образования - необходимости расширения, дополнения базовых знаний, очерченных рамками госу­дарственных образовательных стандартов, расширения посредством того огромного объема разнообразных дополнительных знаний, кото­рые позволят человеку сконструировать более полную картину Мира и удовлетворить его собственные интересы и потребности.

Интеграция базового и дополнительного образования значима для любой образовательной области.

Цели непрерывного дополнительного образова­ния, сформулированны рядом исследователей, педагогов, практи­ческих работников, управленцев (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, А.И. Джуринский, А.В. Мудрик, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и дру­гие):

- создание условий для выявления природных особенностей и способностей и их развития у детей в раннем детстве;

- возможность для человека находиться в контексте непрерыв­ного развития в системе непрерывного образования;

- постоянное восполнение развития личности до гармоничного, всестороннего в дошкольном детстве; в школьном образова­нии; в начальном, среднем, высшем профессиональном обра­зовании; в послевузовском образовании; во взрослой жизни;

- творческое развитие личности;

- многомерное, всестороннее удовлетворение самых разнооб­разных интересов личности в расширении знаний;

- обеспечение добровольности и свободы выбора дополнитель­ных образовательных программ, разнообразных видов деятель­ности, времени и режима занятий, педагогов, любых форм заня­тий, траекторий и возможностей воспитания и развития лично­сти, новых специальностей, специализаций, т.е. «свободы выбо­ра в пробе себя в разных ролях» (по А.Г. Асмолову);

- широкая возможность использования любых знаний как допол­нительных, например, педагогических знаний для инженера;

- увеличение конкурентоспособности личности и, в конечном счете, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию личности, к получению максимума знаний и умений по вы­бранной специальности и другие.

Многообразие целей, сформулированных учеными, исследова­телями, управленцами, педагогами дополнительного образования, определяет содержание дополнительного образования в системе непрерывного образования.

Общие требования к содержанию образования, которые могут быть применимы и к дополнительному образованию, изложены в ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», основные пункты которой приведем с некоторыми сокращениями:

«П.1. Содержание образования... должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенст­вование правового государства.

П.2. Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества: формирование у обучающегося адекват­ной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в со­временное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потен­циала общества.

П.4. Содержание образования должно содействовать взаимопо­ниманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной при­надлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

П.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образова­тельными программами); разрабатываемой, принимаемой и реали­зуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечи­вают разработку на основе государственных образовательных стан­дартов примерных образовательных программ.

П.6. Образовательное учреждение в соответствии со своими ус­тавными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образо­вательные услуги (на договорной основе) за пределами определяю­щих его статус образовательных программ.

П.8. Образовательное учреждение при реализации образова­тельных программ использует возможности учреждений культуры».

Программы дополни­тельного образования в основном являются авторскими. Содержание современного дополнительного образо­вания представлено вобразовательном процессе разнообразнейши­ми образовательными программами дополнительного образования (М.Б. Коваль, Н.Н. Чуев, А.А. Соловьев и многие другие). Содержание дополнительного образования, естественно, различно для каждого уровня дополнительного образования. В Законе РФ «0б образовании» вст. 27, как известно, установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее про­фессиональное образование; послевузовское профессиональное образование.

Содержание структур дополнительного образования:

- дополнительные структуры дошкольного воспитания служат для удовлетворения многообразных индивидуальных учебно-образовательных потребностей детей. Все это определяет многообразие и гибкость организационной системы дошколь­ного воспитания, учитывающей особенности развития детей (от отстающих в развитии до творчески одаренных);

- дополнительными структурами общего образования служат формы организации образования по интересам: спортивные секции и клубы, станции юных техников, биологов и т.п., на­родные университеты, лектории, система политической и эко­номической учебы;

- в качестве параллельных структур начального профессио­нального образования выступают различные формы произ­водственного обучения на предприятиях, а также подготовка рабочих в учебных заведениях после окончания основной общеобразователь­ной школы;

- в среднем профессиональном образовании дополнительными являются различные общественные, неформальные и ини­циативные формы профессионального образования;

- в качестве параллельных основным структурам высшего об­разования выступают неполные формы высшего образова­ния, «открытые университеты», экстернат; в качестве допол­нительных - подготовительные отделения и курсы, различ­ные структуры неформального образования, организации ВОИР, лектории общества «Знание», студенческие научные общества и т.д.;

- в системе переподготовки и повышения квалификации парал­лельными структурами будут являться центры непрерывного образования, дополнительными - различные общественные и инициативные формы.

В настоящее время содержание дополнительных образователь­ных программ реализуется в сочетании с образовательными про­граммами основного (базового), профессионального образования и программами образовательно-культурного досуга.

Сравнение программ базового и дополнительного образования приводят к выводам об их взаимосвязи, о целесообразности их взаимной дополняемости, о необходимости представленности в едином образовательном пространстве этих двух составляющих, о преемственности дополнительных образовательных программ, о взаимодействии учреждений базового и дополнительного образования на каждом образовательном уровне.

Взаимодополнение характеристик базового и дополнительного образования на школьном уровне.

Таблица 1.

 

Критерии Характеристики
Базовое образование Дополнительное образование
Определение образования Целенаправленный про- цесс воспитания и обу- чения в интересах чело- века, общества, государ- ства, сопровождающийся констатацией достиже- ния обучающимися установленных государ- ством образовательных уровней. Процесс неисчерпаемых возможностей создания ситуации успеха для каждой личности; мощное средство её развития; добровольный вид образования, изначально ориентированный на свобод- ный выбор различных форм деятельности, формирования собственных представлений о мире, развития познава- тельной мотивации и способностей (по А.К.Бруднову)
Цель образования Обеспечение подготовки человека на основе развития его универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций (по Г.М. Коджаспировой) Введение в мир всестороннего, многогранного развития личности дополнительных к базовым знаний, использование этих знаний для поиска и простраивания личного пути, траектории личностного развития, в социальном самоопределении (по А.К. Бруднову)
Предмет образования Образовательная дея- тельность, осуществля- емая в образовательных учреждениях Образовательная деятель- ность, осуществляемая в учреждениях дополни- тельного образования
Средства обучения Познание, труд, игра, общение, учение Познание, труд, игра, общение, учение, творчество
Формы обучения Основная форма - урок Строго нерегламентирован- ные временем, местом проведения, педагогом разно- образные формы занятий в специальных школах, круж- ках, секциях, студиях, мастер- ских, лабораториях и др.
Образовательные области, виды образовательной деятельности Русский язык и литература, языки, обществоведение, искусство, математике и информатика, естествознание, технология Художественно-эстетическая, техническая, спортивная, туристско-краеведческая, музейная педагогика, военно-патриотическая, экологичес- кая, культурно-досуговая, учебные предметные области, театральная педагогика и др.
Методическое обеспечение Государственный образо- вательный стандарт, учебный план, программы, учебники, методические пособия и рекомендации, журналы, словари Образовательные дополнительные программы, пособия, журналы, методические рекомендации
Учебные программы Стандартные учебные программы Авторские учебные программы
Образовательные учреждения Школа, гимназия, лицей Школы музыкальные, художественные и д.; дома и дворцы творчества; станции юных техников, туристов и др.; центры творчества и др.
Взаимодействие В основном объект-субъектное Субъект-субъектное
Педагоги Учитель, социальный педагог, психолог Педагог дополнительного образования, психолог

 

Сравнение показывает, что палитра средств дополнительного образования, отраженных в характеристиках многомернее, шире. Оно обладает значительно большим количеством форм, авторских программ, учреждений и др. относительно базового образования. Это позволяет говорить о возможности его активного сочетания с базовым, его включении в содержание базового образования, в единое образовательное пространство.

Взаимодействие дополнительного образования с базовым осуществляется на уровне разных образова­тельных учреждений, на разных образовательных уровнях, где до­полнительное действенно дополняет базовое, расширяет его воз­можности. Рассмотрим более детально формы взаимодействия уч­реждений базового и дополнительного образования, что также будет содействовать решению общей проблемы повышению качества об­разования:

- на дошкольном уровне совместно с дошкольным образова­тельным учреждением целенаправленно организуют обуче­ние и развитие дошкольников центры эстетического развития, досуговые центры, дома и дворцы творчества, центры ис­кусств, спортивные клубы и т.д.;

- на школьном уровне со школой взаимодействуют дома и дворцы творчества, технического творчества, школы эстети­ческого, музыкального образования, школы спортивного мас­терства, туристические, краеведческие и другие клубы;

- в профессиональном образовании - слицеями, училищами, колледжами, вузами взаимодействуют школы мастерства, факультеты общественных профессий, центры дополнитель­ного образования и др.;

- в послевузовском образовании - с центрами, институтами, академиями повышения квалификации, институтами открыто­го образования взаимодействуют дома и дворцы культуры, центры семейного отдыха, разнообразные центры дополни­тельного образования и др.

Организация целенаправленного взаимо­действия образовательных учреждений, обогащение базового обра­зования средствами, формами дополнительного образования в обра­зовательных учреждениях, целенаправленная подготовка кадров для учреждений дополнительного образования позволят еще существен­нее повысить качество подготовки обучающихся, мобильность, кон­курентоспособность выпускников школ и вузов благодаря тому, что:

- в базовом образовании число учреждений образования рег­ламентировано, а в дополнительном, их число многозначно, что обеспе­чивает большой выбор;

- содержание базового образования регламентировано госу­дарственным образовательным стандартом. Оно расширяет­ся формами дополнительного образования: курсами по выбо­ру, факультативами, кружками и клубами по интересам, науч­ными конференциями, выставками творческих работ, иссле­довательскими экспедициями, олимпиадами, соревнования­ми, конкурсами мастерства и др.;

- в базовом образовании в меньшей мере, чем в дополнитель­ном образовании есть возможность организации исследова­тельской работы. Организация ее во внеучебное время до­полнит и расширит базовые знания;

- занятия физической культурой в детском саду, в школе, в ву­зе в базовом образовании ограничены определенным и не­значительным количеством часов. Желательно дополнение форм базовых занятий многообразием дополнительных: ту­ристические походы, соревнования, малые олимпиады, соз­дание спортивного студенческого центра и др.;

- в базовом образовании строго определены формы обучения и их количество ограничено. Так, в дошкольном образова­тельном учреждении - это занятие, в школе - урок, в вузе - лекция, семинар. Посредством дополнительного образования эти формы базового образования могут быть дополнены сле­дующим образом:

а) традиционное дошкольное занятие - театрализациями, ком­пьютерными занятиями, хореографией, ритмикой, иностран­ным языком, у-шу, плаванием и др.;

б) урок в школе - уроками - диспутами, КВН, пресс-конференциями, защитами творческих заданий, проектов, проблемными уроками, уроками-фантазиями, конкурсами, концертами, деловыми играми и многими другими;

в) традиционная лекция и семинар в вузе — проблемной лекци­ей, деловой игрой, игровым проектированием, решением про­изводственных ситуаций, задач, научных проблем и др.;

- дополнить формирование общей культуры человека, его вос­питание, осуществляемое в базовом образовании, средства­ми, содержанием учебных дисциплин, возможно организацией клуба встреч с интересными людьми, профессионалами, ак­терами, поэтами; концертов авторской и самодеятельной песни; КВН; театральных, хоровых, хореографических студий; поэтических и театральных фестивалей; музыкальных ан­самблей и др.

Отметим еще раз, что в последнее время для ряда уровней образования сформировались свои учреждения дополнительного образования в рамках образовательных уч­реждений:

- так, на дошкольном уровне - в стенах дошкольных образова­тельных учреждений - создание секций, клубов, студий,

- на школьном уровне - создание при школах центров допол­нительного образования;

- на вузовском этапе - плюс к базовому образованию - возро­ждение факультетов общественных профессий, факультетов дополнительного образования;

- на послевузовском уровне - создание центров дополнитель­ного образования в структуре институтов открытого образо­вания.

Такое объединение базового и дополнительного образования, расширение возможностей непрерывного базового образования за счет дополнительного, за счет его всесторонней обеспеченности, не­сомненно, позволит качественно совершенствовать развитие лично­сти, развитие ее творческих способностей, повысить конкурентоспо­собность выпускников в условиях современного общества.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные цели профессионального дополнительного образования.

2. Какие образовательные уровни установлены в Законе РФ «Об образовании»?

3. Раскройте содержание структур дополнительного образования.

4. Как вы понимаете данный термин – «непрерывное дополнительное образова­ние»?

5. Благодаря чему осуществляется возможность повысить качество подготовки обучающихся?

6. Перечислите формы взаимодействия уч­реждений базового и дополнительного образования.

7. Какие учреждения дополнительного образования сформировались в рамках образовательных уч­реждений?

8. Определите цели дополнительного образования с позиции развития личности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь