Теория и методика современного дополнительного образования
Учебно-методическое пособие для студентов
Всех форм обучения
Москва – 2016
Раздел 1. «Дополнительное образование в системе непрерывного образования России»
Теория и методика современного дополнительного образования
Учебно-методическое пособие для студентов Всех форм обучения
Москва – 2016 |
УДК
УДК 37
.Теория и методика современного дополнительного образования. Учебно-методическое пособие. – М.,2016г.
В учебно-методическом пособии изложено содержание курса Теория и методика современного дополнительного образования». Особое внимание уделено современному пониманию «дополнительного образования» в системе непрерывного образования России,методическому обеспечению организации и осуществления дополнительного образования, а такжеподготовке педагогов дополнительного образования. Учебно-методическое пособие носит практико-ориентированный характер: в нем сочетается аналитическое описание опыта с конкретными рекомендациями прикладного характера.
Рецензенты: Дмитриев Ю.А., доктор педагогических наук, доцент МПГУ
Медведь Э.И., кандидат педагогических наук, профессор МГГИ
Редактор: Коновалова Л.Ф.
©
Содержание
Введение………………………………………………………………. | |
Раздел 1. «Дополнительное образование в системе непрерывного образования России»…………………………………... | |
Тема 1. 1. Цели и содержание дополнительного образования…….. | |
Тема 1.2. Психолого-педагогическое, языковое, экономическое образование как дополнительное…………………………………………. | |
Тема 1.3. Организационно-структурное обеспечение дополнительного образования…………………………………………….. | |
Тема 1.4. Кадровое обеспечение дополнительного образования как проблема современного образования………………………………… | |
Тема 1.5. Педагог дополнительного образования………………….. | |
Тестовые задания……………………………………………………... | |
Раздел 2. «Методическое обеспечение организации и осуществления дополнительного образования»……………………… | |
Тема 2.1. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей………………………………………………………….. | |
Тема 2.2. Основные функции методической службы учреждения дополнительного образования детей……………………………………... | |
Тема 2.3. Формы организации деятельности методической службы………………………………………………………………………. | |
Тема 2.4. Виды профессиональных объединений педагогов дополнительного образования…………………………………………….. | |
Тема 2.5. Организаторы методической службы учреждения дополнительного образования…………………………………………….. | |
Тестовые задания……………………………………………………... | |
Раздел 3. «Подготовка педагогов дополнительного образования»………………………………………………………………. | |
Тема 3.1. Структурно-организационная составляющая подготовки педагогов дополнительного образования………………………………… | |
Тема 3.2. Содержательная составляющая подготовки педагогов дополнительного образования…………………………………………….. | |
Тема 3.3. Проектирование программ дополнительного образования. | |
Тестовые задания……………………………………………………... | |
Контрольный тест………………………………………………….. | |
Вопросы к зачету…………………………………………………….. | |
Примерная тематика рефератов…………………………………... | |
Вопросы к экзамену…………………………………………………. | |
Литература……………………………………………………………. |
|
|
Введение
Современная реформа образования в России вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания. Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования.
Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми и взрослыми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект, повышать квалификацию и т.д.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего, профессионального образования, помогает в профессиональном самоопределении. Также следует отметить, что в условиях дополнительного образования существует возможность удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал.
Следует отметить, что современная система дополнительного образования вобрала в себя то, что было наработано за долгие годы во внешкольной воспитательно-образовательной работе.
Готовясь к педагогической деятельности, студент долженизучить организацию и содержание теоретической и профессиональной подготовки педагога дополнительного образования, использовать большой потенциал наработанный предыдущим поколением и творчески реализовать в современной системе дополнительного образования.
|
Методическое пособие раскрывает структуру курса на основе обеспечения связи практики и теории в обучении педагога дополнительного образования. В приведенных разделах анализируются проективные представления об актуальных знаниях и умениях студентов.
Для самостоятельной работы студентам предоставляется возможность проверить усвоение каждого раздела и темы с помощью вопросов для самоконтроля и тестовых заданий, дан перечень тем рефератов, а также список обязательной и дополнительной литературы.
Раздел 1. «Дополнительное образование в системе непрерывного образования России»
Тема 1.1. Цели и содержание дополнительного образования
Система непрерывного дополнительного образования России находится в постоянном развитии и совершенствовании. Появляются новые типы и виды учреждений дополнительного образования, множатся публикации учебной и методической литературы по проблемам дополнительного образования, совершенствуется система подготовки педагогических кадров – педагогов дополнительного образования, проведение всероссийских, региональных, областных конференций, посвященных проблемам дополнительного образования России.
Рассмотрение и изучение истории развития дополнительного образования в общем контексте анализа истории образования (А.И.Демков, А.Н.Джуринский, Г.М. Коджаспирова, Г.Б.Корнетов, А.И.Пискунов и др.) подтверждает мысль о том, что на протяжении всего периода цивилизационного развития происходит постоянное расширение образовательного пространства, дополнение его новыми областями, новыми закономерностями, принципами, формами, методами, средствами. В современном его представлении образовательное пространство многомерно. Оно объединяет образовательные области базового, профессионального образования; области дополнительного образования; досуговые области и другие. Человек в этом образовательном пространстве, развиваясь на протяжении всей своей жизни, к основным знаниям «дополучает» знания, которые в настоящее время называют «дополнительными».
«Дополнительное образование - неотъемлемый компонент базового образования; фактор добровольности по отношению к обязательности базового; фактор развития, наполнения, совершенствования, дополнения базового образования в течение всего жизненного пути личности».
Рассмотрение дополнительного образования с позиции развития личности позволяет определить цель дополнительного образования как «не только введение в мир развития дошкольника, школьника, студента, специалиста дополнительных знаний, но и как предположение использования этих знаний для поиска и простраивания личного пути, траектории личностного развития, социальной защищенности в современном обществе, дополнения и расширения базовых знаний, воспитания, гармоничного развития личности».
Отметим, что еще в начале XX века С.И. Гессен, видный российский педагог, философ образования, понимая необходимость многообразия направлений развития личности, также выделял среди них такую новую для того времени область, как «внешкольное образование», считая, что именно оно играет для развития личности первостепенную роль. Другими словами, реализуется одна из основных целей образования вообще и дополнительного в частности - развитие личности. Эту мысль продолжает В.А. Горский. Он считает, что «...цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической помощи обучающимся в их социальном самоопределении в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен».
Развитие личности предполагает формулирование еще одной из актуальных целей дополнительного образования - необходимости расширения, дополнения базовых знаний, очерченных рамками государственных образовательных стандартов, расширения посредством того огромного объема разнообразных дополнительных знаний, которые позволят человеку сконструировать более полную картину Мира и удовлетворить его собственные интересы и потребности.
Интеграция базового и дополнительного образования значима для любой образовательной области.
Цели непрерывного дополнительного образования, сформулированны рядом исследователей, педагогов, практических работников, управленцев (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, А.И. Джуринский, А.В. Мудрик, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и другие):
- создание условий для выявления природных особенностей и способностей и их развития у детей в раннем детстве;
- возможность для человека находиться в контексте непрерывного развития в системе непрерывного образования;
- постоянное восполнение развития личности до гармоничного, всестороннего в дошкольном детстве; в школьном образовании; в начальном, среднем, высшем профессиональном образовании; в послевузовском образовании; во взрослой жизни;
- творческое развитие личности;
- многомерное, всестороннее удовлетворение самых разнообразных интересов личности в расширении знаний;
- обеспечение добровольности и свободы выбора дополнительных образовательных программ, разнообразных видов деятельности, времени и режима занятий, педагогов, любых форм занятий, траекторий и возможностей воспитания и развития личности, новых специальностей, специализаций, т.е. «свободы выбора в пробе себя в разных ролях» (по А.Г. Асмолову);
- широкая возможность использования любых знаний как дополнительных, например, педагогических знаний для инженера;
- увеличение конкурентоспособности личности и, в конечном счете, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию личности, к получению максимума знаний и умений по выбранной специальности и другие.
Многообразие целей, сформулированных учеными, исследователями, управленцами, педагогами дополнительного образования, определяет содержание дополнительного образования в системе непрерывного образования.
Общие требования к содержанию образования, которые могут быть применимы и к дополнительному образованию, изложены в ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», основные пункты которой приведем с некоторыми сокращениями:
«П.1. Содержание образования... должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
П.2. Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
П.4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
П.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами); разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
П.6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
П.8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры».
Программы дополнительного образования в основном являются авторскими. Содержание современного дополнительного образования представлено вобразовательном процессе разнообразнейшими образовательными программами дополнительного образования (М.Б. Коваль, Н.Н. Чуев, А.А. Соловьев и многие другие). Содержание дополнительного образования, естественно, различно для каждого уровня дополнительного образования. В Законе РФ «0б образовании» вст. 27, как известно, установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование.
Содержание структур дополнительного образования:
- дополнительные структуры дошкольного воспитания служат для удовлетворения многообразных индивидуальных учебно-образовательных потребностей детей. Все это определяет многообразие и гибкость организационной системы дошкольного воспитания, учитывающей особенности развития детей (от отстающих в развитии до творчески одаренных);
- дополнительными структурами общего образования служат формы организации образования по интересам: спортивные секции и клубы, станции юных техников, биологов и т.п., народные университеты, лектории, система политической и экономической учебы;
- в качестве параллельных структур начального профессионального образования выступают различные формы производственного обучения на предприятиях, а также подготовка рабочих в учебных заведениях после окончания основной общеобразовательной школы;
- в среднем профессиональном образовании дополнительными являются различные общественные, неформальные и инициативные формы профессионального образования;
- в качестве параллельных основным структурам высшего образования выступают неполные формы высшего образования, «открытые университеты», экстернат; в качестве дополнительных - подготовительные отделения и курсы, различные структуры неформального образования, организации ВОИР, лектории общества «Знание», студенческие научные общества и т.д.;
- в системе переподготовки и повышения квалификации параллельными структурами будут являться центры непрерывного образования, дополнительными - различные общественные и инициативные формы.
В настоящее время содержание дополнительных образовательных программ реализуется в сочетании с образовательными программами основного (базового), профессионального образования и программами образовательно-культурного досуга.
Сравнение программ базового и дополнительного образования приводят к выводам об их взаимосвязи, о целесообразности их взаимной дополняемости, о необходимости представленности в едином образовательном пространстве этих двух составляющих, о преемственности дополнительных образовательных программ, о взаимодействии учреждений базового и дополнительного образования на каждом образовательном уровне.
Взаимодополнение характеристик базового и дополнительного образования на школьном уровне.
Таблица 1.
Критерии | Характеристики | |
Базовое образование | Дополнительное образование | |
Определение образования | Целенаправленный про- цесс воспитания и обу- чения в интересах чело- века, общества, государ- ства, сопровождающийся констатацией достиже- ния обучающимися установленных государ- ством образовательных уровней. | Процесс неисчерпаемых возможностей создания ситуации успеха для каждой личности; мощное средство её развития; добровольный вид образования, изначально ориентированный на свобод- ный выбор различных форм деятельности, формирования собственных представлений о мире, развития познава- тельной мотивации и способностей (по А.К.Бруднову) |
Цель образования | Обеспечение подготовки человека на основе развития его универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций (по Г.М. Коджаспировой) | Введение в мир всестороннего, многогранного развития личности дополнительных к базовым знаний, использование этих знаний для поиска и простраивания личного пути, траектории личностного развития, в социальном самоопределении (по А.К. Бруднову) |
Предмет образования | Образовательная дея- тельность, осуществля- емая в образовательных учреждениях | Образовательная деятель- ность, осуществляемая в учреждениях дополни- тельного образования |
Средства обучения | Познание, труд, игра, общение, учение | Познание, труд, игра, общение, учение, творчество |
Формы обучения | Основная форма - урок | Строго нерегламентирован- ные временем, местом проведения, педагогом разно- образные формы занятий в специальных школах, круж- ках, секциях, студиях, мастер- ских, лабораториях и др. |
Образовательные области, виды образовательной деятельности | Русский язык и литература, языки, обществоведение, искусство, математике и информатика, естествознание, технология | Художественно-эстетическая, техническая, спортивная, туристско-краеведческая, музейная педагогика, военно-патриотическая, экологичес- кая, культурно-досуговая, учебные предметные области, театральная педагогика и др. |
Методическое обеспечение | Государственный образо- вательный стандарт, учебный план, программы, учебники, методические пособия и рекомендации, журналы, словари | Образовательные дополнительные программы, пособия, журналы, методические рекомендации |
Учебные программы | Стандартные учебные программы | Авторские учебные программы |
Образовательные учреждения | Школа, гимназия, лицей | Школы музыкальные, художественные и д.; дома и дворцы творчества; станции юных техников, туристов и др.; центры творчества и др. |
Взаимодействие | В основном объект-субъектное | Субъект-субъектное |
Педагоги | Учитель, социальный педагог, психолог | Педагог дополнительного образования, психолог |
Сравнение показывает, что палитра средств дополнительного образования, отраженных в характеристиках многомернее, шире. Оно обладает значительно большим количеством форм, авторских программ, учреждений и др. относительно базового образования. Это позволяет говорить о возможности его активного сочетания с базовым, его включении в содержание базового образования, в единое образовательное пространство.
Взаимодействие дополнительного образования с базовым осуществляется на уровне разных образовательных учреждений, на разных образовательных уровнях, где дополнительное действенно дополняет базовое, расширяет его возможности. Рассмотрим более детально формы взаимодействия учреждений базового и дополнительного образования, что также будет содействовать решению общей проблемы повышению качества образования:
- на дошкольном уровне совместно с дошкольным образовательным учреждением целенаправленно организуют обучение и развитие дошкольников центры эстетического развития, досуговые центры, дома и дворцы творчества, центры искусств, спортивные клубы и т.д.;
- на школьном уровне со школой взаимодействуют дома и дворцы творчества, технического творчества, школы эстетического, музыкального образования, школы спортивного мастерства, туристические, краеведческие и другие клубы;
- в профессиональном образовании - слицеями, училищами, колледжами, вузами взаимодействуют школы мастерства, факультеты общественных профессий, центры дополнительного образования и др.;
- в послевузовском образовании - с центрами, институтами, академиями повышения квалификации, институтами открытого образования взаимодействуют дома и дворцы культуры, центры семейного отдыха, разнообразные центры дополнительного образования и др.
Организация целенаправленного взаимодействия образовательных учреждений, обогащение базового образования средствами, формами дополнительного образования в образовательных учреждениях, целенаправленная подготовка кадров для учреждений дополнительного образования позволят еще существеннее повысить качество подготовки обучающихся, мобильность, конкурентоспособность выпускников школ и вузов благодаря тому, что:
- в базовом образовании число учреждений образования регламентировано, а в дополнительном, их число многозначно, что обеспечивает большой выбор;
- содержание базового образования регламентировано государственным образовательным стандартом. Оно расширяется формами дополнительного образования: курсами по выбору, факультативами, кружками и клубами по интересам, научными конференциями, выставками творческих работ, исследовательскими экспедициями, олимпиадами, соревнованиями, конкурсами мастерства и др.;
- в базовом образовании в меньшей мере, чем в дополнительном образовании есть возможность организации исследовательской работы. Организация ее во внеучебное время дополнит и расширит базовые знания;
- занятия физической культурой в детском саду, в школе, в вузе в базовом образовании ограничены определенным и незначительным количеством часов. Желательно дополнение форм базовых занятий многообразием дополнительных: туристические походы, соревнования, малые олимпиады, создание спортивного студенческого центра и др.;
- в базовом образовании строго определены формы обучения и их количество ограничено. Так, в дошкольном образовательном учреждении - это занятие, в школе - урок, в вузе - лекция, семинар. Посредством дополнительного образования эти формы базового образования могут быть дополнены следующим образом:
а) традиционное дошкольное занятие - театрализациями, компьютерными занятиями, хореографией, ритмикой, иностранным языком, у-шу, плаванием и др.;
б) урок в школе - уроками - диспутами, КВН, пресс-конференциями, защитами творческих заданий, проектов, проблемными уроками, уроками-фантазиями, конкурсами, концертами, деловыми играми и многими другими;
в) традиционная лекция и семинар в вузе — проблемной лекцией, деловой игрой, игровым проектированием, решением производственных ситуаций, задач, научных проблем и др.;
- дополнить формирование общей культуры человека, его воспитание, осуществляемое в базовом образовании, средствами, содержанием учебных дисциплин, возможно организацией клуба встреч с интересными людьми, профессионалами, актерами, поэтами; концертов авторской и самодеятельной песни; КВН; театральных, хоровых, хореографических студий; поэтических и театральных фестивалей; музыкальных ансамблей и др.
Отметим еще раз, что в последнее время для ряда уровней образования сформировались свои учреждения дополнительного образования в рамках образовательных учреждений:
- так, на дошкольном уровне - в стенах дошкольных образовательных учреждений - создание секций, клубов, студий,
- на школьном уровне - создание при школах центров дополнительного образования;
- на вузовском этапе - плюс к базовому образованию - возрождение факультетов общественных профессий, факультетов дополнительного образования;
- на послевузовском уровне - создание центров дополнительного образования в структуре институтов открытого образования.
Такое объединение базового и дополнительного образования, расширение возможностей непрерывного базового образования за счет дополнительного, за счет его всесторонней обеспеченности, несомненно, позволит качественно совершенствовать развитие личности, развитие ее творческих способностей, повысить конкурентоспособность выпускников в условиях современного общества.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные цели профессионального дополнительного образования.
2. Какие образовательные уровни установлены в Законе РФ «Об образовании»?
3. Раскройте содержание структур дополнительного образования.
4. Как вы понимаете данный термин – «непрерывное дополнительное образование»?
5. Благодаря чему осуществляется возможность повысить качество подготовки обучающихся?
6. Перечислите формы взаимодействия учреждений базового и дополнительного образования.
7. Какие учреждения дополнительного образования сформировались в рамках образовательных учреждений?
8. Определите цели дополнительного образования с позиции развития личности.
| Поделиться: |
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд