Тема 1.4. Кадровое обеспечение дополнительного образования как проблема современного образования




В российской системе образования на всех образовательных уровнях прежде целенаправленно не велась подготовка педагогов для осуществления педагогической деятельности во внеурочное или во внешкольное время, а если и велась, то достаточно общо и не­большим по объему часов курсом. В прежние десятилетия целенаправленно не велась подготовка педагогических кадров и для системы внешкольной работы с детьми. В системе внешкольного образования зачастую работали специали­сты, имеющие профессиональное образование, но не владеющие психолого-педагогическими знаниями.

Первый опыт подготовки педагогов дополнительного образова­ния начат только в последнее время с целью обеспечения системы дополнительного образования детей и молодежи квалифицирован­ными педагогическими кадрами. Однако, в системе дополнительного образования могут работать и обычные педагоги в зависимости от того, какой вид дополнительного образования они осуществляют. В "учебном", частично "внеурочном" дополнительном образовании на всех уровнях могут и должны работать педагоги-предметники, подго­товка которых ведется в педагогических вузах. Это педагоги, препо­дающие основы психологии, педагогики, философии, этики, эстетики, логики, риторики и других учебных дисциплин, не включенных вбазо­вый компонент. В последнее время врамках дополнительных специальностей и специализаций студентов педагогических вузов обучают преподаванию названных дисциплин.

А специалистов для "внеурочного", "досугового", "внеаудитор­ного" дополнительного образования необходимо готовить специаль­но. Они востребованы во всех видах учреждений дополнительного образования, от дошкольных образовательных учреждений до цен­тров дополнительного образования взрослых.

Понятие "педагог" в энциклопедическом словаре в общепринятом определении это "лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имею­щее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразова­тельной школы, преподаватель среднего специального учебного за­ведения, училища, детского сада и т.д.)".

В словаре "Профессиональное образование" отмечается, что "педагог воздействует на учащегося, сообщает ему знания, форми­рует его личность, является руководящей и управляющей стороной в отношении "педагог-обучаемый". В то же время педагог в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учащимися подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосо­вершенствованию".

В "Психолого-педагогическом словаре" В.А. Мижерикова педагог - это "лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель техникума, вуза и т.д.) или разрабаты­вающее проблемы педагогики как науки".

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании "учитель" - это "педагогический работник, в задачи которого входит обучение и воспитание учащихся с учетом спе­цифики преподаваемого предмета, формирование общей культуры лич­ности, социализации, осознанного выбора и освоение профессиональ­ных программ". В этом же словаре и только в нем дано опре­деление понятия "педагог дополнительного образования". Он определя­ется как "педагогический работник, в задачи которого входит: проведе­ние разнообразной творческой деятельности обучающихся (воспитанни­ков) в области дополнительного образования, комплектование состава кружков, студий, клубных объединений и других форм внеурочной рабо­ты с обучающимися".

Сравнение определений "педагог" и "педагог дополнительного образования" позволяет выявить специфику деятельности педагога дополнительного образования и его отличительные качества: он в первую очередь проводит разнообразную творческую деятельность обучающихся; комплектует состав разнообразных объединений во внеучебное, внерабочее время. Сравним также и квалификационные характеристики (требования) этих педагогов.

К общим требованиям в этих квалификационных характеристиках относятся такие, при которых педагоги: "используют разнообразные приемы, наиболее эффективные формы, методы, новые педагогические технологии и средства обучения; участвуют в разработке образова­тельных программ, реализуют образовательные программы, несут от­ветственность за качество их выполнения; составляет планы и про­граммы занятий обеспечивая их выполнение; обеспечивают и соблю­дают при проведении занятий правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивают соблюдение прав и свобод обучающихся; участвуют в деятельности методических объединений; повышают свою профессиональную квалификацию".

Отличительными чертами педагога дополнительного образова­ния является то, что педагог дополнительного образования, выпол­няющий все названные выше требования, осуществляет еще и спе­цифичные для данной специальности требования: "дополнительное образование обучающихся, развитие и воспитание обучающихся; развитие их разнообразной творческой деятельности; комплектова­ние состава обучающихся в кружках, секциях, студиях, клубных и дру­гих детских объединений и принимает меры по сохранению их в тече­ние срока обучения; выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию; поддерживает одаренных и талантливых обучающихся; организует участие обучающихся в массовых меро­приятиях"

Выявляя особенности личности педагога дополнительного обра­зования детей, один из исследователей проблем дополнительного образования детей В.А. Березина отмечает, что "основная его осо­бенность заключается в том, что он играет большую роль в творче­ском развитии ребенка и процессе его самоопределения. Большинст­во педагогов убеждены, что именно в системе дополнительного об­разования у ребенка появляются широкие возможности определять свой выбор: в форме самовыражения - 63 %, в творчестве, поиске необычного - 63 %.

О.Е. Лебедев в работе "Дополнительное образование детей" также отмечает, что "специалист в области дополнительного образо­вания детей кроме специфики своего вида деятельности должен ори­ентироваться в вопросах общей педагогики, понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, профессионального и допол­нительного образования". О.Е. Лебедев с группой авторов предлагает определенную структуру кадров в системе дополнитель­ного образования детей:

"Главной особенностью этой структуры является "незакрытый список специальностей", так как с возрастанием потребности в до­полнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельно­сти. Условно можно разделить всех работников, занятых в системе дополнительного образования детей, на четыре группы:

Первая группа - это лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополни­тельного образования детей и педагоги-организаторы. Именно эта категория - наиболее массовая и востребованная во всех видах об­разовательных учреждений: детских садах, школах, гимназиях, лице­ях, колледжах и училищах.

Вторая группа - это методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образовательного процес­са и самих кадров системы. Некоторые функции методической деятель­ности входят в обязанности всех специалистов системы первой и выс­шей квалификационной категории, в том числе управленцев.

Третья группа - администрация, или, иначе, управленцы. Иерар­хия управления в учреждениях дополнительного образования детей выстраивается в соответствии с моделью самого учреждения, его структурой. Наиболее типичен вариант: руководители среднего звена - заведующие отделами, лабораториями, клубами, студиями, секто­рами; директора УДОД и их заместители; руководители районных, го­родских и региональных структур, главные специалисты. Специфика руководителей "среднего звена" заключается в том, что, с одной сто­роны, они руководят взрослым коллективом, являются администра­тивными лицами, а с другой стороны, они же - руководители детских коллективов. Как правило, эти руководители совмещают свои долж­ности с должностями педагогов дополнительного образования детей и педагогов-организаторов.

Четвертая группа - это специалисты профильных направлений.

Направления деятельности настолько широки и разнообразны, что в образовательный процесс или его обеспечение включаются люди самых разных профессий. Так, например, в художественных видах творчества это хормейстеры, балетмейстеры, концертмейсте­ры, звукооператоры, костюмеры и т.д. Если в технических направле­ниях современные компьютерные технологии составляют подавляю­щее большинство, то для обслуживания техники необходимы про­граммисты, наладчики, инженеры, лаборанты. Если в распоряжении детей есть актовый и театральный зал, то не обойтись без режиссе­ра, художника-оформителя и т.д.

Необходимость расширения штатного расписания зависит от уровня развития коллектива, его задач и предоставленной матери­ально-технической базы".

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключаются проблемы кадрового обеспечения дополнительного образования?

2. Как Вы думаете, может ли работать педагогом дополнительного образования обычный педагог? Обоснуйте свой ответ.

3. Сравните определения «педагог» и «педагог дополнительного образования», данные в разной психолого-педагогической литературе.

4. Сформулируйте специфику деятельности педагога дополнительного образования и его отличительные качества.

5. Раскройте особенности квалификационных характеристик педагога дополнительного образования.

6. Какова роль влияния личности педагога дополнительного образования на воспитанников?

7. Назовите существующую структуру кадров в системе дополнительного образования.

8. От чего зависит штатное расписание учреждений дополнительного образования?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: