В российской системе образования на всех образовательных уровнях прежде целенаправленно не велась подготовка педагогов для осуществления педагогической деятельности во внеурочное или во внешкольное время, а если и велась, то достаточно общо и небольшим по объему часов курсом. В прежние десятилетия целенаправленно не велась подготовка педагогических кадров и для системы внешкольной работы с детьми. В системе внешкольного образования зачастую работали специалисты, имеющие профессиональное образование, но не владеющие психолого-педагогическими знаниями.
Первый опыт подготовки педагогов дополнительного образования начат только в последнее время с целью обеспечения системы дополнительного образования детей и молодежи квалифицированными педагогическими кадрами. Однако, в системе дополнительного образования могут работать и обычные педагоги в зависимости от того, какой вид дополнительного образования они осуществляют. В "учебном", частично "внеурочном" дополнительном образовании на всех уровнях могут и должны работать педагоги-предметники, подготовка которых ведется в педагогических вузах. Это педагоги, преподающие основы психологии, педагогики, философии, этики, эстетики, логики, риторики и других учебных дисциплин, не включенных вбазовый компонент. В последнее время врамках дополнительных специальностей и специализаций студентов педагогических вузов обучают преподаванию названных дисциплин.
А специалистов для "внеурочного", "досугового", "внеаудиторного" дополнительного образования необходимо готовить специально. Они востребованы во всех видах учреждений дополнительного образования, от дошкольных образовательных учреждений до центров дополнительного образования взрослых.
|
Понятие "педагог" в энциклопедическом словаре в общепринятом определении это "лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель среднего специального учебного заведения, училища, детского сада и т.д.)".
В словаре "Профессиональное образование" отмечается, что "педагог воздействует на учащегося, сообщает ему знания, формирует его личность, является руководящей и управляющей стороной в отношении "педагог-обучаемый". В то же время педагог в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учащимися подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию".
В "Психолого-педагогическом словаре" В.А. Мижерикова педагог - это "лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель техникума, вуза и т.д.) или разрабатывающее проблемы педагогики как науки".
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании "учитель" - это "педагогический работник, в задачи которого входит обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоение профессиональных программ". В этом же словаре и только в нем дано определение понятия "педагог дополнительного образования". Он определяется как "педагогический работник, в задачи которого входит: проведение разнообразной творческой деятельности обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования, комплектование состава кружков, студий, клубных объединений и других форм внеурочной работы с обучающимися".
|
Сравнение определений "педагог" и "педагог дополнительного образования" позволяет выявить специфику деятельности педагога дополнительного образования и его отличительные качества: он в первую очередь проводит разнообразную творческую деятельность обучающихся; комплектует состав разнообразных объединений во внеучебное, внерабочее время. Сравним также и квалификационные характеристики (требования) этих педагогов.
К общим требованиям в этих квалификационных характеристиках относятся такие, при которых педагоги: "используют разнообразные приемы, наиболее эффективные формы, методы, новые педагогические технологии и средства обучения; участвуют в разработке образовательных программ, реализуют образовательные программы, несут ответственность за качество их выполнения; составляет планы и программы занятий обеспечивая их выполнение; обеспечивают и соблюдают при проведении занятий правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивают соблюдение прав и свобод обучающихся; участвуют в деятельности методических объединений; повышают свою профессиональную квалификацию".
|
Отличительными чертами педагога дополнительного образования является то, что педагог дополнительного образования, выполняющий все названные выше требования, осуществляет еще и специфичные для данной специальности требования: "дополнительное образование обучающихся, развитие и воспитание обучающихся; развитие их разнообразной творческой деятельности; комплектование состава обучающихся в кружках, секциях, студиях, клубных и других детских объединений и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения; выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию; поддерживает одаренных и талантливых обучающихся; организует участие обучающихся в массовых мероприятиях"
Выявляя особенности личности педагога дополнительного образования детей, один из исследователей проблем дополнительного образования детей В.А. Березина отмечает, что "основная его особенность заключается в том, что он играет большую роль в творческом развитии ребенка и процессе его самоопределения. Большинство педагогов убеждены, что именно в системе дополнительного образования у ребенка появляются широкие возможности определять свой выбор: в форме самовыражения - 63 %, в творчестве, поиске необычного - 63 %.
О.Е. Лебедев в работе "Дополнительное образование детей" также отмечает, что "специалист в области дополнительного образования детей кроме специфики своего вида деятельности должен ориентироваться в вопросах общей педагогики, понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования". О.Е. Лебедев с группой авторов предлагает определенную структуру кадров в системе дополнительного образования детей:
"Главной особенностью этой структуры является "незакрытый список специальностей", так как с возрастанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности. Условно можно разделить всех работников, занятых в системе дополнительного образования детей, на четыре группы:
Первая группа - это лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополнительного образования детей и педагоги-организаторы. Именно эта категория - наиболее массовая и востребованная во всех видах образовательных учреждений: детских садах, школах, гимназиях, лицеях, колледжах и училищах.
Вторая группа - это методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образовательного процесса и самих кадров системы. Некоторые функции методической деятельности входят в обязанности всех специалистов системы первой и высшей квалификационной категории, в том числе управленцев.
Третья группа - администрация, или, иначе, управленцы. Иерархия управления в учреждениях дополнительного образования детей выстраивается в соответствии с моделью самого учреждения, его структурой. Наиболее типичен вариант: руководители среднего звена - заведующие отделами, лабораториями, клубами, студиями, секторами; директора УДОД и их заместители; руководители районных, городских и региональных структур, главные специалисты. Специфика руководителей "среднего звена" заключается в том, что, с одной стороны, они руководят взрослым коллективом, являются административными лицами, а с другой стороны, они же - руководители детских коллективов. Как правило, эти руководители совмещают свои должности с должностями педагогов дополнительного образования детей и педагогов-организаторов.
Четвертая группа - это специалисты профильных направлений.
Направления деятельности настолько широки и разнообразны, что в образовательный процесс или его обеспечение включаются люди самых разных профессий. Так, например, в художественных видах творчества это хормейстеры, балетмейстеры, концертмейстеры, звукооператоры, костюмеры и т.д. Если в технических направлениях современные компьютерные технологии составляют подавляющее большинство, то для обслуживания техники необходимы программисты, наладчики, инженеры, лаборанты. Если в распоряжении детей есть актовый и театральный зал, то не обойтись без режиссера, художника-оформителя и т.д.
Необходимость расширения штатного расписания зависит от уровня развития коллектива, его задач и предоставленной материально-технической базы".
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключаются проблемы кадрового обеспечения дополнительного образования?
2. Как Вы думаете, может ли работать педагогом дополнительного образования обычный педагог? Обоснуйте свой ответ.
3. Сравните определения «педагог» и «педагог дополнительного образования», данные в разной психолого-педагогической литературе.
4. Сформулируйте специфику деятельности педагога дополнительного образования и его отличительные качества.
5. Раскройте особенности квалификационных характеристик педагога дополнительного образования.
6. Какова роль влияния личности педагога дополнительного образования на воспитанников?
7. Назовите существующую структуру кадров в системе дополнительного образования.
8. От чего зависит штатное расписание учреждений дополнительного образования?