В связи с развитием непрерывного дополнительного образования от дошкольного до послевузовского в настоящее время формируется первый опыт подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования.
Целенаправленная подготовка педагогических кадров для системы образования традиционно велась и ведется в соответствии с государственными программами, учебными планами и в последнее время - в соответствии с государственными образовательными стандартами. Такая же система подготовки должна осуществляться и для системы дополнительного образования.
Цель подготовки педагогов дополнительного образования соотносится с целью самого дополнительного образования детей, сформулированного в "Типовом положении об учреждениях дополнительного образования детей" (1995): "Цель дополнительного образования детей - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства"
Рассматривая дополнительное образование как систему, адекватную базовой системе образования, будем исходить из того, что оно характеризуется всеми теми же элементами, что и система базового образования. Это - образовательные дополнительные программы, учреждения управления, педагогические кадры и др. В настоящее время все названные элементы присущи системе дополнительного образования. Один из этих элементов - педагоги дополнительного образования - только в последние несколько лет переведены из разряда внешкольных работников и в связи с этим требуют достаточно пристального внимания и помощи при создании системы их подготовки и переподготовки. Система дополнительного образования, соотносимая нами с системой базового образования, должна обеспечиваться всеми теми же кадрами: администрацией, методистами, педагогами - организаторами, педагогами дополнительного образования, психологами и специалистами.
|
Результат работы каждого педагога как участника образовательного процесса учреждения дополнительного образования зависит от его профессиональной, психолого-педагогической подготовки, от сформированности его психолого-педагогических, специальных и методических умений, а также от того, отмечают Т.И Руднева и В.Г. Кочеткова в работе "Педагог дополнительного образования", что "современный педагог в дополнительном образовании детей, независимо от специализации (педагог-организатор, педагог-руководитель кружка, секции), является прежде всего предметником. Поэтому он должен: мастерски владеть интересным для детей или подростков делом; знать основы педагогики, возрастной и социальной психологии, социологии; уметь пользоваться технологиями организации общения; диагностировать, анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности". Формирование образа такого педагога возможно лишь в результате целенаправленно, качественно и творчески сконструированного процесса его обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.
Сравнительный анализ показывает, что специфика, существенная разница в требованиях к учителям, преподавателям и педагогам дополнительного образования заключается в том, что:
|
- педагоги дополнительного образования не работают в рамках образовательных стандартов;
- первостепенно важным для них по сравнению с деятельностью педагогов в базовом образовании является выявление и развитие творческих способностей обучаемых, их обучение и воспитание средствами дополнительного образования;
- поддержка одаренных и талантливых детей;
- в деятельности педагога дополнительного образования используются другие подходы к комплектованию состава обучающихся;
- занятия с обучающимися проводятся в иных временных рамках, без жесткого расписания занятий;
- объединением обучающихся является не класс, а добровольные, разновозрастные группы;
- занятия проводятся в таких формах организации деятельности детей как клуб, кружок, секция и др., а не традиционный урок;
- педагогу дополнительного образования необходимо учитывать специфику возраста обучаемых и овладеть широким диапазоном специальных и психолого-педагогических знаний, которые позволят ему работать в дополнительном образовании от дошкольного до послевузовского.
В качестве примера рассмотрим модель педагога учреждения дополнительного образования детей, которая по определению авторов работы "Педагог дополнительного образования" Т.Н. Рудневой и В.Г. Кочетковой, интегрирует в себе две модели: модель специалиста и модель личности.
Первая модель содержит профессионально значимые качества.
Вторая модель отражает структуру педагогической системы и содержит функциональные компоненты, каждый из которых может выполняться на разном уровне сложности и педагогической целесообразности. Профессиограмма отражает в модели личности: направленность, профессиональные качества; знания, общеинтеллектуальные способности; специальные способности. В модели специалиста - личностную готовность, интеллектуальную готовность и функциональную готовность.
|
Педагогическая направленность включает в себя: когнитивный компонент, характеризующийся особыми свойствами ума (гибкость, устойчивость, осознанность, логичность, изобретательность, системность); эмоциональный компонент (умение придать личностную окраску преподаваемому предмету), обусловленный потребностью работать с детьми; поведенческий компонент (педагогический такт, педагогическая культура, целеустремленность, установка на создание позитивных стимулов для самовоспитания обучающихся).
Знания педагога дополнительного образования интегрированы: специальные, методические и психолого-педагогические.
Педагогическое мышление предполагает развитость общеинтеллектуальных свойств личности, общетворческих способностей (обаяние, дар перевоплощения, заразительность, эмоциональная уравновешенность) и специальных способностей по Н.В. Кузьминой (проектировочно-конструктивные, организаторские, перцептивные, коммуникативные, экспрессивные, гностические), "определяющих отношение к профессии, осознание себя в ней".
Сегодня ключевая задача состоит в доработке названного Государственного образовательного стандарта (ГОС) среднего профессионального образования по специальности 0317 "Педагогика дополнительного образования", действовавшего с 1998 года в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 2001 года, разработки качественных, специальных образовательных программ подготовки таких специалистов. В стандарте отмечается, что "профессиональная деятельность педагога дополнительного образования направлена на развитие, воспитание и обучение детей дошкольного и школьного возраста в образовательных учреждениях (дошкольных и общеобразовательных учреждениях среднего полного (общего) образования) и в учреждениях дополнительного образования, учреждениях летнего отдыха детей и др." Стандарт предполагает подготовку педагогов дополнительного образования по специальности 0317 "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "педагог дополнительного образования в области художественного творчества с дополнительной подготовкой по музыке".
Совершенствование содержания стандартов, разработка новых поколений стандартов позволит приблизить нас к реализации стоящей в центре внимания современного образования проблемы повышения качества подготовки педагогов дополнительного образования и качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Оценку качества подготовки педагогов дополнительного образования целесообразно осуществлять по следующим критериям:
- профессионализм педагога дополнительного образования;
- творческое становление и развитие его личности в процессе обучения;
- разнообразие видов организаторской, методической, творческой деятельности, освоенных студентом;
- инновационный потенциал освоенных студентом технологий;
- число освоенных долгосрочных и комплексных дополнительных образовательных программ;
- число форм, методов и средств работы в области дополнительного образования, освоенных студентом;
- число освоенных программ творческого развития обучаемых;
- владение способами осуществления допрофессиональной и ранней профессиональной подготовки обучаемых;
- овладение знаниями многоуровневой и дифференцированной подготовки обучаемых;
- освоенность пакета нормативно-правовых документов в области дополнительного образования и другие.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Особенность целенаправленной подготовки педагогических кадров.
2. Проанализируйте требования, предъявляемые к педагогам дополнительного образования.
3. Сравните требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования и к педагогу-предметнику.
4. Раскройте основные составляющие модели педагога учреждений дополнительного образования.
5. Проанализируйте и раскройте компоненты, входящие в педагогическую направленность.
6. Как Вы думаете, насколько назрела необходимость в доработке Государственного образовательного стандарта?
7. Прокомментируйте критерии оценки качества подготовки педагогов дополнительного образования.