Тема 2.3. Формы организации деятельности методической службы




Методическая деятельность — важнейшее звено системы непре­рывного образования членов педагогического коллектива.

Цели, задачи и содержание деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования детей обеспечены широким спектром организационных форм — разнообразных заня­тий (заседаний), которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Организационные формы либо способствуют успешной реализации программы методической деятельности уч­реждения, либо обрекают ее на неудачу.

Формы деятельности методической службы.

Традиционные: Инновационные:
Работа над единой методической темой. Психолого-педагогические проблемные семинары. Теоретические и научно-практические конференции. Педагогические чтения. Предметно-методические объединения. Творческие микрогруппы педагогов. Методические выставки, газеты Наставничество. Открытые мероприятия. Педагогические, методические, экспертные советы. Повышение квалификации. Школы передового опыта. Неформальные объединения педагогов, клубы. Деловые игры. Ролевые игры. Опытно-экспериментальная работа. Методические совещания. Решение ситуативных задач. Предметные кафедры. Конкурсы педагогов и методистов. Стажерские площадки. Публикация пособий, проспектов, программ. Создание банка данных методических материалов.

Формы деятельности методической службы подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные. Они должны разум­но сочетаться в практике.

К индивидуальным формам деятельности методической служ­бы относятся:

• консультации;

• консультирование;

• самообразование;

• стажировки;

• посещения занятий опытных педагогов;

• наставничество;

• творческие мастерские;

• работа над личной методической темой и т.д.

К групповым формамдеятельности методической службы отно­сятся:

• заседания методических объединений;

• заседания творческих групп;

• школа молодого специалиста;

• творческие отчеты педагогов;

• теоретические семинары (доклады, сообщения);

• семинары-практикумы (сообщения с практическим показом);

• диспуты, дискуссии (круглый стол, диалог-спор, дебаты, «тех­ника аквариума» и др.) и т.д.

Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы де­ятельности методической службы, среди которых наиболее эффек­тивными являются следующие:

• научно-практические педагогические конференции;

• педчтения;

• конкурсы педагогического мастерства;

• деловые игры, ролевые игры;

• лекции ученых, психологов, социологов, дефектологов, лого­педов и врачей по психолого-педагогическим проблемам;

• разнообразные выставки, отчеты по самообразованию в виде докладов, рефератов, разработок занятий, изготовления ди­дактических и наглядных пособий; выставок лучших творчес­ких работ учащихся (сочинений, поделок, рисунков и т.д.);

• обсуждения новейших методик, технологий, достижений на­уки, отдельных открытых занятий, мероприятий или их цик­лов, авторских программ, учебных пособий и т.п.;

• работа коллектива над единой методической темой.

Теоретические семинары (доклады и сообщения) эта форма занятий необходима для ознакомления педагогов с новейшими дости­жениями науки и передового педагогического опыта.

Семинары-практикумы— форма заседаний, на которых педа­гоги знакомят коллег с результатами собственной исследователь­ской работы по теоретическим и практическим вопросам, проводив­шейся под руководством ученых в течение длительного времени.

Дискуссия (диспут)— целенаправленный обмен опытом, мне­ниями, идеями, обсуждение-спор, т.е. столкновение различных то­чек зрения, позиций с целью нахождения истины.

Игра — форма общения, связанная с определенными правилами (условиями) для играющих; это состязание нескольких групп, целью которого является достижение определенной цели или решение кон­кретной проблемы.

Лектории ученых — организация цикла лекций на актуальные темы для педагогов, родителей и учеников.

Обсуждение открытых занятий — выражение своего мнения каждым посетившим занятие.

Выставки по самообразованию педагогов— наглядная демон­страция как результатов труда педагога (доклады, рефераты, разра­ботки занятий, дидактические и методические пособия, контрольные задания, тесты и т.п.), так и достижений учащихся (лучшие работы).

Обсуждение и оценка авторских программ— заключение об авторских работах после изучения их на заседаниях методических объединений, кафедр и т.п.

Научно-практическая педагогическая конференция своеоб­разное подведение итогов работы за определенное время.

Конкурсы «Лучший педагог дополнительного образования», «Ме­тодист года», «Внешкольник года». Здесь не требуется специального описания, так как на этот счет существуют нормативные, программно-методические документы (инструкции, положения и др.), содержащие подробную информацию об условиях проведения конкурса.

Мастер-классы. Авторские классы, в которых высококвалифи­цированные педагоги делятся своим опытом и результатами рабо­ты. Задача мастер-классов — повысить мотивацию к овладению ав­торской методикой и технологией деятельности.

Ярмарка педагогических идей— демонстрация подлинников, оригиналов творчества педагогов; сами создатели раскрывают тай­ны своего искусства и секреты педагогического мастерства, делятся знаниями, дидактическими и методическими находками.

Работа над единой методической темой учреждения одна из важнейших форм методической деятельности, к сожалению, се­годня незаслуженно забытая.

Актуальным вопросом для практики является обсуждение и рас­пространение передового педагогического опыта — обобщение, систематизация и описание достижений педагогов с учетом:

• высокой эффективности и результативности;

• длительности функционирования опыта;

• рациональности затрат времени и усилий;

• возможности воспроизведения данного опыта другим пе­дагогом.

Работа педагога по самообразованию включает в себя:

• тему, которая должна отражать личностно-профессиональную
проблему самообразования педагога;

• цель работы по самообразованию;

• содержание деятельности по самообразованию, а именно:

а) изучение литературы по проблеме;

б) изучение состояния проблемы на практике;

в) проектирование собственной деятельности (знания, способы их достижения, профессиональные умения и т.п.);

г) экспериментальная апробация собственных проектов;

д) разработка методических рекомендаций, представление ре­зультатов по самообразованию и т.п.

Структура такого самообразования нацелена на осмысленный подход педагога к профессиональной деятельности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сравните и проанализируйте традиционные и инновационные формы деятельности методической службы.

2. Перечислите индивидуальные формы работы.

3. Проанализируйте и сравните групповые и коллективные формы деятельности методических служб.

4. Какие формы деятельности методической службы лучше использовать для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта? Обоснуйте свой ответ.

5. Сравните понятия «дискуссия» и «полемика». Что в них общего и чем они отличаются?

6. Какие еще формы дискуссии могут практиковаться в работе методических объединений?

7. Как Вы думаете, насколько необходимо обсуждение открытых занятий в работе методических объединений?

8. В чем заключается основная цель мастер-класса?

9. Проанализируйте схему выбора методической темы с точки зрения педагога.

10. Как Вы думаете, все ли формы организации методической деятельности необходимо использовать в каждом учреждении? От чего зависит выбор форм?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: