Методическая деятельность — важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива.
Цели, задачи и содержание деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования детей обеспечены широким спектром организационных форм — разнообразных занятий (заседаний), которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Организационные формы либо способствуют успешной реализации программы методической деятельности учреждения, либо обрекают ее на неудачу.
Формы деятельности методической службы.
Традиционные: | Инновационные: |
Работа над единой методической темой. Психолого-педагогические проблемные семинары. Теоретические и научно-практические конференции. Педагогические чтения. Предметно-методические объединения. Творческие микрогруппы педагогов. Методические выставки, газеты Наставничество. Открытые мероприятия. Педагогические, методические, экспертные советы. Повышение квалификации. | Школы передового опыта. Неформальные объединения педагогов, клубы. Деловые игры. Ролевые игры. Опытно-экспериментальная работа. Методические совещания. Решение ситуативных задач. Предметные кафедры. Конкурсы педагогов и методистов. Стажерские площадки. Публикация пособий, проспектов, программ. Создание банка данных методических материалов. |
Формы деятельности методической службы подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные. Они должны разумно сочетаться в практике.
К индивидуальным формам деятельности методической службы относятся:
• консультации;
|
• консультирование;
• самообразование;
• стажировки;
• посещения занятий опытных педагогов;
• наставничество;
• творческие мастерские;
• работа над личной методической темой и т.д.
К групповым формамдеятельности методической службы относятся:
• заседания методических объединений;
• заседания творческих групп;
• школа молодого специалиста;
• творческие отчеты педагогов;
• теоретические семинары (доклады, сообщения);
• семинары-практикумы (сообщения с практическим показом);
• диспуты, дискуссии (круглый стол, диалог-спор, дебаты, «техника аквариума» и др.) и т.д.
Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы деятельности методической службы, среди которых наиболее эффективными являются следующие:
• научно-практические педагогические конференции;
• педчтения;
• конкурсы педагогического мастерства;
• деловые игры, ролевые игры;
• лекции ученых, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей по психолого-педагогическим проблемам;
• разнообразные выставки, отчеты по самообразованию в виде докладов, рефератов, разработок занятий, изготовления дидактических и наглядных пособий; выставок лучших творческих работ учащихся (сочинений, поделок, рисунков и т.д.);
• обсуждения новейших методик, технологий, достижений науки, отдельных открытых занятий, мероприятий или их циклов, авторских программ, учебных пособий и т.п.;
• работа коллектива над единой методической темой.
Теоретические семинары (доклады и сообщения) — эта форма занятий необходима для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта.
|
Семинары-практикумы— форма заседаний, на которых педагоги знакомят коллег с результатами собственной исследовательской работы по теоретическим и практическим вопросам, проводившейся под руководством ученых в течение длительного времени.
Дискуссия (диспут)— целенаправленный обмен опытом, мнениями, идеями, обсуждение-спор, т.е. столкновение различных точек зрения, позиций с целью нахождения истины.
Игра — форма общения, связанная с определенными правилами (условиями) для играющих; это состязание нескольких групп, целью которого является достижение определенной цели или решение конкретной проблемы.
Лектории ученых — организация цикла лекций на актуальные темы для педагогов, родителей и учеников.
Обсуждение открытых занятий — выражение своего мнения каждым посетившим занятие.
Выставки по самообразованию педагогов— наглядная демонстрация как результатов труда педагога (доклады, рефераты, разработки занятий, дидактические и методические пособия, контрольные задания, тесты и т.п.), так и достижений учащихся (лучшие работы).
Обсуждение и оценка авторских программ— заключение об авторских работах после изучения их на заседаниях методических объединений, кафедр и т.п.
Научно-практическая педагогическая конференция — своеобразное подведение итогов работы за определенное время.
Конкурсы «Лучший педагог дополнительного образования», «Методист года», «Внешкольник года». Здесь не требуется специального описания, так как на этот счет существуют нормативные, программно-методические документы (инструкции, положения и др.), содержащие подробную информацию об условиях проведения конкурса.
|
Мастер-классы. Авторские классы, в которых высококвалифицированные педагоги делятся своим опытом и результатами работы. Задача мастер-классов — повысить мотивацию к овладению авторской методикой и технологией деятельности.
Ярмарка педагогических идей— демонстрация подлинников, оригиналов творчества педагогов; сами создатели раскрывают тайны своего искусства и секреты педагогического мастерства, делятся знаниями, дидактическими и методическими находками.
Работа над единой методической темой учреждения — одна из важнейших форм методической деятельности, к сожалению, сегодня незаслуженно забытая.
Актуальным вопросом для практики является обсуждение и распространение передового педагогического опыта — обобщение, систематизация и описание достижений педагогов с учетом:
• высокой эффективности и результативности;
• длительности функционирования опыта;
• рациональности затрат времени и усилий;
• возможности воспроизведения данного опыта другим педагогом.
Работа педагога по самообразованию включает в себя:
• тему, которая должна отражать личностно-профессиональную
проблему самообразования педагога;
• цель работы по самообразованию;
• содержание деятельности по самообразованию, а именно:
а) изучение литературы по проблеме;
б) изучение состояния проблемы на практике;
в) проектирование собственной деятельности (знания, способы их достижения, профессиональные умения и т.п.);
г) экспериментальная апробация собственных проектов;
д) разработка методических рекомендаций, представление результатов по самообразованию и т.п.
Структура такого самообразования нацелена на осмысленный подход педагога к профессиональной деятельности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Сравните и проанализируйте традиционные и инновационные формы деятельности методической службы.
2. Перечислите индивидуальные формы работы.
3. Проанализируйте и сравните групповые и коллективные формы деятельности методических служб.
4. Какие формы деятельности методической службы лучше использовать для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта? Обоснуйте свой ответ.
5. Сравните понятия «дискуссия» и «полемика». Что в них общего и чем они отличаются?
6. Какие еще формы дискуссии могут практиковаться в работе методических объединений?
7. Как Вы думаете, насколько необходимо обсуждение открытых занятий в работе методических объединений?
8. В чем заключается основная цель мастер-класса?
9. Проанализируйте схему выбора методической темы с точки зрения педагога.
10. Как Вы думаете, все ли формы организации методической деятельности необходимо использовать в каждом учреждении? От чего зависит выбор форм?