Инновационные процессы в деятельности учреждения дополнительного образования детей потребовали изменений в организационной структуре методической службы и функциональных обязанностях руководителей и организаторов методической деятельности, так как важным условием успешного выполнения любой работы является разумное распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками.
Чтобы успешно решать задачи методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей, необходимо определить функциональные обязанности членов педагогического коллектива. Для этого следует:
• изучить и осмыслить нормативные документы Министерства образования Российской Федерации и регионов;
• активно внедрять и использовать достижения и рекомендации психолого-педагогической науки;
• изучать и внедрять передовой педагогический опыт;
• создать сплоченный коллектив единомышленников, бережно хранящих традиции учреждения;
• прогнозировать результаты образовательного процесса;
• стимулировать инициативность и творческий подход педагогов к делу;
• использовать в учебно-воспитательном процессе современные методики и технологии;
• выявлять и предупреждать недостатки и затруднения в работе педагогического коллектива;
• развивать профессионально-ценностные качества педагогов, воспитывать в них готовность к самосовершенствованию.
Залог успешной деятельности методической службы находится в прямой зависимости от кадрового потенциала учреждения дополнительного образования детей.
Заместитель директора по научно-методической работе
В условиях, когда образовательные учреждения становятся все более многообразными, сложными, эта должность становится абсолютно необходимой, так как именно она в большой степени способствует успеху внедрения педагогических инноваций в учебный процесс.
|
Деятельность заместителя директора по научно-методической работе нацелена на реализацию следующих общих принципов:
• принцип научной направленности (ориентация работы на определенные научные обоснования);
• принцип стратегической направленности (решение долгосрочных проблем жизнедеятельности учреждения);
• принцип прогностичной направленности (прогноз тенденций изменения образовательного процесса);
• принцип целевой направленности (ориентация деятельности на результат);
• принцип системной направленности (восприятие объектов управления как целостных, так и развивающихся систем);
• принцип исследовательской направленности (поиск определенных закономерностей, утверждение творчества и новаторства);
• принцип методической оснащенности (грамотное применение методических средств);
• принцип проектной направленности (позиция образовательного и управленческого проектирования).
Заместитель директора по научно-методической работе выполняет следующие функции:
• аналитическую (анализ тенденций и состояния образовательного процесса, уровня компетентности педагога и др.);
• информационную (формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях и др.);
• планово-прогностическую (планирование работы, изучение и обобщение опыта, взаимоконтроль, повышение квалификации кадров и др.);
|
• мотивационную (определение целей научно-методической деятельности коллектива);
• организационную (организация деятельности по намеченным направлениям);
• регулирующую (регулирование образовательного процесса, профессиональных отношений и др.).
Выделим основные направления работы заместителя директора по научно-методической деятельности.
1. Разработка общей политики учреждения, основных задач и направлений его развития, а также стратегических документов.
2. Организация деятельности структурных подразделений учреждения по инновационной работе.
3. Подготовка, проведение, координация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
4. Экспертиза инновационных проектов.
5. Модернизация системы управления учреждением.
Такая работа требует высококвалифицированных специалистов в области педагогики, психологии, научной методологии, социологии, а также по конкретным общепедагогическим методам и технологиям.
Качества личности заместителя директора по научно-методической работе:
• компетентность;
• инициативность;
• творческий подход к делу;
• организаторские способности;
• знания в области учебных предметов;
• специальные психолого-педагогические знания;
• профессиональное самосовершенствование;
• профессиональная и общая культура.
Руководитель методического объединения (кафедры, лаборатории)
Руководитель методического объединения должен сочетать в себе качества:
• неформального лидера;
• инициатора методических дел;
|
• мотиватора творческого энтузиазма педагогов;
• проводника новых знаний и передовых идей;
• регулятора человеческих взаимоотношений.
В своей деятельности руководитель методического объединения реализует следующие функции:
• аналитическую (анализ состояния плана методического объединения, состояния качества преподавания, уровня профессиональной компетентности педагога, результативности обучения по предмету и др.);
• планово-прогностическую (планирование работы методического объединения, учебы педагогов в рамках методического объединения, изучение и обобщение педагогического опыта и др.);
• организаторскую (организация заседания методического объединения, творческих отчетов педагогов, взаимопосещения занятий, взаимосвязь с другими методическими объединениями и др.);
• регулирующую (регулирование процесса образования и профессиональных отношений).
Руководитель методического объединения должен знать:
• законодательные и нормативные документы по вопросам деятельности образовательного учреждения;
• принципы дидактики и основы психологии;
• программно-методическую документацию;
• современные методики и технологии обучения;
• принципы организации и содержание работы методического объединения;
• особенности организации образовательного процесса.
Руководитель методического объединения обязан:
• анализировать состояние работы методического объединения;
• разработать предложения по ее улучшению;
• организовать работу методического объединения;
• принимать участие в организации учебы педагогов, популяризовать передовой педагогический опыт;
• разрабатывать необходимую документацию;
• вести работу по внедрению новых технологий и эффективных методик в образовательный процесс;
• составлять диагностические и контрольные задания для отслеживания результатов обучения.
Методист учреждения дополнительного образования детей
Методическая деятельность — это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения.
Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать ведущие задачи методиста:
• удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;
• формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
• обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;
• создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.
Профессионально значимые качества методиста:
1. Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, — «открытый интеллект»;
2. Социальная компетентность;
3. Способность к практическому решению проблем;
4. Вербальные способности;
5. Методические умения.
Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои действия.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте основные составляющие функциональных обязанностей.
2. Основное значение должности заместителя директора по научно-методической работе для учреждений дополнительного образования.
3. Составьте таблицу знаний и умений, необходимых заместителю директора по научно-методической работе.
4. Сравните и проанализируйте качества личности, необходимые заместителю директора по научно-методической работе и руководителю методического объединения.
5. Перечислите основные функции, реализуемые руководителем методического объединения.
6. В чем заключаются обязанности руководителя методического объединения?
7. Раскройте понятие «методическая деятельность».
8. Сформулируйте ведущие задачи методиста.
9. Как Вы думаете, чем определяются функциональные обязанности методиста?
Тестовые задания
1. Выберете правильный ответ.
Одной из важнейших задач дополнительного образования, которую необходимо включить в план деятельности методической службы учреждения, является:
а)разнообразие методов и форм педагогической деятельности;
б) разработка идей развивающего образования;
в)обновление содержания предлагаемой детям деятельности;
2. Выберете правильные ответы.
Обновление деятельности методической службы рассматриваются с таких качественных позиций, как:
а) изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого на основе системного осмысления практики;
б) творческая переработка старого опыта;
в) исследование образовательных потребностей социума;
г) обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса;
д) совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций;
е) осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.
3. Выберете правильный ответ.
Предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения – это:
а)планирование;
б)план;
в) анализ.
4. Расставьте этапы деятельности руководителя методической службы по анализу достигнутых результатов в правильной последовательности:
а) структурно-функциональное описание предмета анализа;
б) установление факта достижения цели, подготовка итоговых материалов;
в) определение предмета анализа;
г) анализ причинно-следственных связей.
5. Выберете правильные ответы.
А)Традиционные: | 1. Работа над единой методической темой. |
2. Психолого-педагогические проблемные семинары. | |
3. Неформальные объединения педагогов, клубы. | |
4. Опытно-экспериментальная работа. | |
5. Теоретические и научно-практические конференции. | |
6. Решение ситуативных задач. | |
Б)Инновационные: | 7. Педагогические чтения. |
8. Методические выставки, газеты | |
9. Предметные кафедры. | |
10. Стажерские площадки. | |
11. Педагогические, методические, экспертные советы. | |
12. Публикация пособий, проспектов, программ. |
6. Выберете правильный ответ.
Целенаправленный обмен опытом, мнениями, идеями, обсуждение-спор, т.е. столкновение различных точек зрения, позиций с целью нахождения истины – это:
а)Семинары-практикумы;
б)Дискуссия (диспут);
в)Игра;
г)Лектории ученых;
д)Обсуждение открытых занятий;
е)Выставки по самообразованию педагогов.
7. Выберете правильные ответы.
Задачами лаборатории являются:
а) заседания, на которых выступают члены методического объединения;
б) проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения дополнительного образования детей;
в) подготовка, проведение показательных мероприятий, конкурсов, выступлений;
г) разработка концепции развития, программы деятельности учреждения дополнительного образования, образовательных программ;
д) создание нормативных и методических документов.
8. Соотнесите функции советов с их содержанием:
А) Функции педагогического совета: | 1. управленческие; методические; воспитательные; социально-педагогические; |
Б) Функции методического совета: | 2. совещательные; экспертно-контролирующие; развивающие; активизирующие; |
В) Функции экспертного совета: | 3. информационные; аналитические; прогностические; проектировочные; обучающие; организационно-координационные. |
9. Выберете правильный ответ.
Взаимодействие методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения – это:
а) Методическая деятельность;
б) Педагогические инновации;
в) Модернизация системы управления учреждением.
10. Согласны ли Вы с данным утверждением?
«Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей».