В современных условиях возросла роль методической службы, которая переходит от функции простого информирования к научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи педагогам и управленцам во внедрении новшеств.
Обозначим функции деятельности методической службы, которые сложились в нашей практике: информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационно-координационная, обучающая, контрольно-диагностическая.
Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.
К отбору информации важно предъявлять следующие требования:
• актуальность;
• насыщенность;
• предельная конкретность;
• объективность.
Всю информацию можно разделить на две группы:
• Оперативная (включает в себя данные, необходимые для того,
чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок (день, месяц)
и оперативно решить наметившиеся проблемы);
• Стратегическая (включает в себя данные об итогах учебного
года, о реализации программы развития и перспективах развития
учреждения).
Информация может быть разделена на два блока:
Внешняя информация | Внутренняя информация |
-директивные и нормативные документы; -общественно-политическая информация (пресса) и т.п.; -научно-педагогическая информация и т.п. -о состоянии программно-методического обеспечения | -о работе с педагогическими кадрами; -о качестве преподавания; -о внешних связях учреждения; -о качестве обучения по программам; -о материально-технической базе. |
Новейшими средствами информационного обеспечения в настоящее время становятся медиатеки.
|
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
При организации информационно-аналитической деятельности необходимо соблюдение ряда принципов:
• индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями;
• полноты и интегрального анализа информации;
• открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;
• непрерывности и динамичности получения анализа информации и действенности его использования;
• экономичности используемой информации.
Проблемно-ориентированный анализ методической деятельности должен выявить как проблемы отдельных педагогов (Я.С. Турбовской), так и проблемы в учреждении образования в целом (М.М. Поташник, В.С. Лазарев), решение которых позволит повысить результаты его работы.
Педагогический анализ информации— это выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.
Основные этапы деятельности руководителя методической службы по анализу достигнутых результатов могут быть представлены в следующей последовательности:
|
• определение предмета анализа (сбор информации, классификация ее по блокам, определение цели анализа собранной информации, оценка информации с количественных и качественных позиций);
• структурно-функциональное описание предмета анализа;
• анализ причинно-следственных связей (явление — причина - условие — результат);
• установление факта достижения цели, подготовка итоговых материалов.
Три этапа анализа:
• анализ результатов;
• анализ учебно-воспитательного процесса;
• анализ условий.
Планово-прогностическая функция является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.
Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования.
Назовем следующие объекты прогнозирования:
• социально-экономические условия внешней среды и ее будущего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
• будущие возможности учреждения дополнительного образования детей, как то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура
контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.;
• ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений, иначе говоря, последствия инновационных процессов;
|
• последствия конкретных управленческих решений;
• результативность опытно-экспериментальной работы.
Системный подход к прогнозированию и планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования.
Планирование — это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения (И.И. Буева). Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).
План представляет собой модель содержания деятельности участников образовательного процесса, направленную на достижение намеченных целей. Разработать план — значит, определить основные направления, виды и формы деятельности по достижению поставленной цели.
При разработке плана методической деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
• четкое определение целей и задач, которые предстоит решить
за конкретный период;
• учет уровня и состояния методической службы учреждения;
• выбор путей и средств деятельности.
При составлении плана методической деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами, отражающими основополагающие идеи и определяющими характер деятельности учреждения:
• принцип научности (определение конкретности, реальности
плана; учет социально-экономических законов общества и
уровня развития науки);
• принцип оптимальности (учет реальных возможностей);
• принцип целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);
• принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед);
• принцип учета специфики учреждения и педагогического коллектива.
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
I этап— анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.
II этап — постановка целей и задач.
Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи - конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.
III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
IV этап— рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.
V этап— утверждение плана на педагогическом совете.
Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения дополнительного образования, которое включает:
• программы развития учреждения дополнительного образования детей и других стратегических документов (Устава и т.д.);
• программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные и др. и технологии их реализаций;
• нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;
• методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный, исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
• технологии осуществления процедур инновационной деятельности;
• наиболее продуктивные методы и приемы обучения.
В результате разработки концептуального проекта должно быть получено описание обновленного учреждения дополнительного образования детей, содержащее следующие компоненты:
• структуру учреждения дополнительного образования детей;
• новый учебный план;
• образовательные программы (авторские, экспериментальные, модифицированные);
• организацию учебно-воспитательного процесса (новые подходы, идеи, структуры, способы);
• характеристики (описания) новых технологий, методик, механизмов обучения, воспитания и развития обучающихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования;
• характеристики нового содержания, структуры, организации, образовательной, досуговой, методической и т.д. работы.
Организация деятельности методической службы должна быть гибкой, учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень. Основные направления организационно-координационной функции:
• создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы (кафедр, временных творческих и исследовательских групп, экспертных советов и т.д.);
• рациональное распределение функционала между организаторами методической работы;
• научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
• организация системы повышения квалификации педагогических работников;
• организация конференций, семинаров и т.п.;
• организация системы внешних связей учреждения дополнительного образования детей, необходимых для успешного осуществления нововведений;
• координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности работников учреждения дополнительного образования детей и привлекаемых представителей сторонних организаций (НИИ, вузов, др.);
• координация деятельности учреждения дополнительного образования детей в общеобразовательных школах;
• организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, учебных и методических пособий, результатов опытно-экспериментальной работы.
Обучающая функция (повышение квалификации) направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями; развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.
Реализация обучающей функции осуществляется посредством различных организационных форм повышения квалификации педагогов.
Самообразование — самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов).
Консультации (индивидуальные или групповые). Проводятся методистами учреждений дополнительного образования детей, специалистами окружного и городского методцентра, ИПК (института повышения квалификации).
Консультации и наставничество наиболее часто используются в работе с молодыми специалистами или при освоении передового педагогического опыта, авторских программ, практико-ориентированных научных разработок.
Ролевые игры и мозговые атаки проводятся с целью стимуляции аналитической и прогностической деятельности педагогов.
Формы курсового обучения:
• секционные курсы по общим вопросам дополнительного образования;
• практические курсы, обеспечивающие профессиональную подготовку по всем направлениям деятельности УДО;
• методические объединения по профилям;
• практическая стажировка по профилям и профессиям.
Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.
Содержание педагогической диагностики включает:
• оперативное изучение и оценку педагогических явлений и процессов;
• регулирование и коррекцию процесса или явления.
Диагностика профессиональной подготовленности педагога включает изучение его:
• научно-теоретической подготовки (знание основ своего предмета и т.п.);
• методической подготовки (владение методами и приемами обучения и т.п.);
• психолого-педагогической подготовки (знание возрастных особенностей детей и т.п.).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите основные функции деятельности методической службы.
2. Какие требования предъявляются к отбору информации?
3. Раскройте и охарактеризуйте составляющие аналитической функции.
4. Составьте схему проблемно-ориентированного анализа.
5. От чего зависит качество методической деятельности?
6. Раскройте и охарактеризуйте этапы процесса планирования.
7. Перечислите, на что направлена проектировочная функция?
8. Назовите основные направления организационно-координационной функции.
9. Какие формы повышения квалификации педагогов используются в учреждениях дополнительного образования?
10. Составьте схему форм повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
11. Что входит в содержание педагогической диагностики?