Дополнительного образования




В современных условиях возросла роль методической службы, которая переходит от функции простого информирования к науч­ному обеспечению инновационных процессов, диагностике и ана­лизу их эффективности, компетентной помощи педагогам и управ­ленцам во внедрении новшеств.

Обозначим функции деятельности методической службы, кото­рые сложились в нашей практике: информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационно-коор­динационная, обучающая, контрольно-диагностическая.

Информационная функция направлена на сбор и обработку ин­формации по проблемам методической работы, на выявление и со­здание банков данных по актуальным вопросам деятельности уч­реждения дополнительного образования детей.

К отбору информации важно предъявлять следующие требо­вания:

• актуальность;

• насыщенность;

• предельная конкретность;

• объективность.

Всю информацию можно разделить на две группы:

Оперативная (включает в себя данные, необходимые для того,
чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок (день, месяц)
и оперативно решить наметившиеся проблемы);

Стратегическая (включает в себя данные об итогах учебного
года, о реализации программы развития и перспективах развития
учреждения).

Информация может быть разделена на два блока:

Внешняя информация Внутренняя информация
-директивные и нормативные документы; -общественно-политическая информация (пресса) и т.п.; -научно-педагогическая информация и т.п. -о состоянии программно-методического обеспечения -о работе с педагогическими кадрами; -о качестве преподавания; -о внешних связях учреждения; -о качестве обучения по программам; -о материально-технической базе.  

Новейшими средствами информационного обеспечения в насто­ящее время становятся медиатеки.

Аналитическая функция направлена на изучение фактического со­стояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механиз­мов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

При организации информационно-аналитической деятельности необходимо соблюдение ряда принципов:

• индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными воз­можностями;

• полноты и интегрального анализа информации;

• открытости проводимых измерений образовательного процес­са и особенностей его субъектов;

• непрерывности и динамичности получения анализа инфор­мации и действенности его использования;

• экономичности используемой информации.

Проблемно-ориентированный анализ методической деятельно­сти должен выявить как проблемы отдельных педагогов (Я.С. Турбовской), так и проблемы в учреждении образования в целом (М.М. По­ташник, В.С. Лазарев), решение которых позволит повысить резуль­таты его работы.

Педагогический анализ информации— это выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на об­разовательный процесс.

Основные этапы деятельности руководителя методической служ­бы по анализу достигнутых результатов могут быть представлены в следующей последовательности:

• определение предмета анализа (сбор информации, классификация ее по блокам, определение цели анализа собранной информации, оценка информации с количественных и качественных позиций);

• структурно-функциональное описание предмета анализа;

• анализ причинно-следственных связей (явление — причина - условие — результат);

• установление факта достижения цели, подготовка итоговых материалов.

Три этапа анализа:

• анализ результатов;

• анализ учебно-воспитательного процесса;

• анализ условий.

Планово-прогностическая функция является основой деятель­ности методической службы. Она направлена на выбор как иде­альных, так и реальных целей и разработку программ их дости­жения.

Качество методической деятельности зависит от точности ее пла­нирования и прогнозирования.

Назовем следующие объекты прогнозирования:

• социально-экономические условия внешней среды и ее буду­щего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ или тенденции изменения ситу­ации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;

• будущие возможности учреждения дополнительного обра­зования детей, как то: материально-техническое и про­граммно-методическое обеспечение; реализация образова­тельных программ; величина и возрастная структура
контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного про­цесса и т.д.;

• ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений, иначе говоря, последствия ин­новационных процессов;

• последствия конкретных управленческих решений;

• результативность опытно-экспериментальной работы.

Системный подход к прогнозированию и планированию обеспе­чивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего пла­нирования.

Планирование — это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения (И.И. Буева). Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).

План представляет собой модель содержания деятельности уча­стников образовательного процесса, направленную на достижение намеченных целей. Разработать план — значит, определить основ­ные направления, виды и формы деятельности по достижению по­ставленной цели.

При разработке плана методической деятельности необходимо соблюдать следующие условия:

• четкое определение целей и задач, которые предстоит решить
за конкретный период;

• учет уровня и состояния методической службы учреждения;

• выбор путей и средств деятельности.

При составлении плана методической деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами, отражающими осно­вополагающие идеи и определяющими характер деятельности уч­реждения:

принцип научности (определение конкретности, реальности
плана; учет социально-экономических законов общества и
уровня развития науки);

принцип оптимальности (учет реальных возможностей);

принцип целенаправленности (ориентация плана на претво­рение целей и задач в жизнь);

принцип перспективности (постановка целей и задач на не­сколько лет вперед);

принцип учета специфики учреждения и педагогического кол­лектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

I этап— анализ методической деятельности за прошедший пери­од, включая выявление проблем (неудовлетворительные результа­ты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определе­ние направлений преобразований.

II этап — постановка целей и задач.

Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи - конкретные результаты, которые предполагается получить при реа­лизации того или иного направления деятельности.

III этап — определение разделов плана по направлениям деятель­ности и их коллективное обсуждение.

IV этап— рассмотрение проекта плана и определение сроков ис­полнения и ответственных.

V этап— утверждение плана на педагогическом совете.
Проектировочная функция направлена на разработку содержа­ния и создание различных проектов деятельности учреждения до­полнительного образования, которое включает:

• программы развития учреждения дополнительного образо­вания детей и других стратегических документов (Устава и т.д.);

• программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные и др. и технологии их реализаций;

• нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;

• методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный, исследовательский, эксперимен­тальный, организационный виды деятельности;

• технологии осуществления процедур инновационной деятель­ности;

• наиболее продуктивные методы и приемы обучения.

В результате разработки концептуального проекта должно быть получено описание обновленного учреждения дополнительного об­разования детей, содержащее следующие компоненты:

• структуру учреждения дополнительного образования детей;

• новый учебный план;

• образовательные программы (авторские, экспериментальные, модифицированные);

• организацию учебно-воспитательного процесса (новые под­ходы, идеи, структуры, способы);

• характеристики (описания) новых технологий, методик, ме­ханизмов обучения, воспитания и развития обучающихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования;

• характеристики нового содержания, структуры, организа­ции, образовательной, досуговой, методической и т.д. ра­боты.

Организация деятельности методической службы должна быть гибкой, учитывать на основе данных проблемно-ориентированно­го анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать воз­можность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень. Основные направления организационно-координацион­ной функции:

• создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы (кафедр, временных творческих и исследовательских групп, экспертных сове­тов и т.д.);

• рациональное распределение функционала между организа­торами методической работы;

• научно-методическое обеспечение организации системы опыт­но-экспериментальной работы в учреждении;

• организация системы повышения квалификации педагогиче­ских работников;

• организация конференций, семинаров и т.п.;

• организация системы внешних связей учреждения дополни­тельного образования детей, необходимых для успешного осу­ществления нововведений;

• координация совместной деятельности участников инноваци­онного процесса; взаимодействие инновационной деятельно­сти работников учреждения дополнительного образования детей и привлекаемых представителей сторонних органи­заций (НИИ, вузов, др.);

• координация деятельности учреждения дополнительного об­разования детей в общеобразовательных школах;

• организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, учебных и методических пособий, результатов опытно-экспериментальной работы.

Обучающая функция (повышение квалификации) направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осу­ществлении образовательного процесса, вооружение педагога акту­альными педагогическими знаниями и технологиями; развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и ка­честв личности.

Реализация обучающей функции осуществляется посредством различных организационных форм повышения квалификации пе­дагогов.

Самообразование — самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов).

Консультации (индивидуальные или групповые). Проводят­ся методистами учреждений дополнительного образования де­тей, специалистами окружного и городского методцентра, ИПК (института повышения квалификации).

Консультации и наставничество наиболее часто используются в работе с молодыми специалистами или при освоении передово­го педагогического опыта, авторских программ, практико-ориентированных научных разработок.

Ролевые игры и мозговые атаки проводятся с целью стимуля­ции аналитической и прогностической деятельности педагогов.

Формы курсового обучения:

• секционные курсы по общим вопросам дополнительного обра­зования;

• практические курсы, обеспечивающие профессиональную подготовку по всем направлениям деятельности УДО;

• методические объединения по профилям;

• практическая стажировка по профилям и профессиям.

Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответ­ствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

Содержание педагогической диагностики включает:

• оперативное изучение и оценку педагогических явлений и про­цессов;

• регулирование и коррекцию процесса или явления.

Диагностика профессиональной подготовленности педагога включает изучение его:

• научно-теоретической подготовки (знание основ своего пред­мета и т.п.);

• методической подготовки (владение методами и приемами обучения и т.п.);

• психолого-педагогической подготовки (знание возрастных осо­бенностей детей и т.п.).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Перечислите основные функции деятельности методической службы.

2. Какие требования предъявляются к отбору информации?

3. Раскройте и охарактеризуйте составляющие аналитической функции.

4. Составьте схему проблемно-ориентированного анализа.

5. От чего зависит качество методической деятельности?

6. Раскройте и охарактеризуйте этапы процесса планирования.

7. Перечислите, на что направлена проектировочная функция?

8. Назовите основные направления организационно-координационной функции.

9. Какие формы повышения квалификации педагогов используются в учреждениях дополнительного образования?

10. Составьте схему форм повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

11. Что входит в содержание педагогической диагностики?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: