Дополнительного образования




Профессиональное объединение педагогов — это группа педа­гогических работников, специалистов, ученых, административных и других работников, созданная с целью совместного решения сложных задач.

Методическое объединение — традиционно существующее и наи­более распространенное объединение педагогов одного или несколь­ких близких профилей деятельности в учреждении дополнитель­ного образования детей. Педагоги в нем занимаются прежде всего методической работой: разработкой частной методики по предмету, обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, техно­логий обучения и воспитания по актуальным темам.

Целью работы любого методического объединения является обеспечение качества образования, эффективности инноваций кол­лективным поиском и проверкой, отработкой и внедрением лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, вза­имным профессиональным общением, обменом опытом, выработ­кой единых подходов, критериев, норм и требований к оценке ре­зультатов образовательной деятельности обучающегося и педагога.

Основные формы работы методического объединения:

• заседания, на которых выступают члены методического объе­динения;

• обсуждение актуальных проблем;

• обзор новинок научно-методической литературы;

• подготовка, проведение показательных мероприятий, конкур­сов, выступлений;

• методическая учеба педагогов;

• оказание методической помощи педагогам.

Но самое главное — это обширная издательская деятельность кафедры: научно-методические сборники, пособия, учебные посо­бия, методические комплекты и др.

В системе дополнительного образования сегодня ведутся поиски установления более тесных связей педагогической теории и практи­ки. В качестве отражения этих процессов могут создаваться профес­сиональные объединения педагогов — лаборатории, которые, как и кафедры, встречаются в учреждении дополнительного образования детей пока довольно редко.

Основными функциями лаборатории являются информацион­ная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная.

Задачи лаборатории:

• проблемно-ориентированный анализ деятельности учрежде­ния дополнительного образования детей;

• разработка концепции развития, программы деятельности уч­реждения дополнительного образования, образовательных программ;

• создание нормативных и методических документов.

Содержанием работы лаборатории является организация опыт­но-экспериментальных площадок для апробации инноваций.

Выделяют следующие этапы экспериментальной работы.

1) Аналитико-диагностический этап:

• выявление образовательных потребностей детей и родителей;

• диагностика проблем;

• осмысление имеющегося опыта в решении выявленных про­блем;

• поиск путей и способов их решения.

2) Проектный этап, предполагающий разработку комплексной программы экспериментальной работы и образовательных экспе­риментальных программ с привлечением методистов и специали­стов.

3) Внедренческий этап, имеющий целью:

• определение базы опытно-экспериментальной работы педа­гогов;

• апробацию программ;

• диагностику результатов реализации программ.

4) Обобщающий этап предполагает:

• анализ и обобщение полученных результатов;

• формулировку выводов;

• подготовку методической продукции по итогам работы.

5) Редакционно-оформительский этап, завершающий, включает:

• оформление методических материалов для издания;

• участие в педагогических конкурсах.

Работа лаборатории осуществляется в таких формах, как:

• консультации и консультирование;

• открытые занятия и мероприятия;

• мастер-классы;

• семинары-практикумы;

• заседания творческих групп и т.п.
Возможные виды продукции лаборатории:

• концепции развития;

• программы экспериментальной работы;

• образовательные программы;

• учебно-методические пособия по реализации программ;

• методические разработки открытых занятий;

• сценарии для творческих мастерских;

• методические разработки семинаров, практикумов;

• нормативные и методические документы по организации дея­тельности учреждения дополнительного образования.

Творческая мастерская — это эффективная форма передачи зна­ний и умений педагогов, их обмена опытом обучения, воспитания и развития детей, получившая широкое распространение в педаго­гической практике учреждений дополнительного образования за пос­ледние годы.

В творческой мастерской реализуются функции:

• информационная;

• проектировочная;

• обучающая.

Задачи творческой мастерской:

• разработка педагогических методик и технологий обучения и воспитания;

• развитие мотивации к овладению авторской технологией или техникой деятельности;

• повышение квалификации и уровня профессионализма пед-кадров;

• распространение передового педагогического опыта;

• внедрение актуальных технологий обучения и воспитания;

• конструирование педагогических ситуаций, работа над нетра­диционными формами педагогической деятельности.

Основными формами методической работы в творческой мастерс­кой являются:

• семинары;

• педагогические практикумы;

• ролевые и деловые игры;

• мастер-классы;

• имитационные занятия со взрослыми;

• показательные занятия;

• наставничество;

• эстафета творческих дел;

• массовые мероприятия;

• творческие конкурсы;

• научно-практические педагогические конференции;

• курсы повышения квалификации.

Педагогический опыт, представленный в творческой мастерской, должен отличаться системностью, технологичностью, доступностью, возможностью трансляции.

Результатами работы творческих мастерских являются такие виды продукции, как:

• методические сборники педагогических разработок (про­грамм, методических пособий);

• учебно-методические пособия;

• дидактический материал для занятий;

• программы курсов повышения квалификации;

• планы и программы семинаров-практикумов;

• положения о творческих конкурсах;

• сценарии и планы массовых мероприятий.

В задачи методической службы входит организация работы ме­тодического, экспертного советов и участие в работе педагогичес­кого совета.

Педагогический совет — это коллегиальный орган самоуправ­ления педагогических работников учреждения дополнительного образования детей.

Методический совет — это коллегиальный орган, объединяющий наиболее квалифицированных педагогических и руководящих ра­ботников учреждения дополнительного образования детей. Мето­дический совет создается для разработки и решения учебно-мето­дических проблем и является основой методической службы, вклю­чающей в себя администрацию, педагогов, методистов, ученых. При методическом совете рекомендуется формирование методического актива, в составе которого должны быть руководители методических объединений, кафедр, лабораторий и т.п., педагоги-экспериментаторы, научные сотрудники.

Экспертный совет — это профессиональное объединение педа­гогов, ученых и управленцев, которое создается в структуре управ­ления для наиболее эффективной организации экспертизы деятель­ности учреждения. Во многих учреждениях дополнительного обра­зования функции экспертного совета обычно выполняет методичес­кий совет

Функции педагогического совета:

• управленческие: законодательные, совещательные, диагнос­тические, планово-прогностические, экспертные, контрольные и корригирующие;

• методические: информационные, аналитические, развиваю­щие, обучающие;

• воспитательные: мотивационные, мировоззренческие, органи­зационно-воспитательные;

• социально-педагогические: коммуникационные, интегрирую­щие, координирующие, защитные.

Функции методического совета:

• информационные (освещение состояния учебно-воспитатель­ного процесса, достижений педагогической науки и т.п.);

• аналитические (анализ результативности деятельности уч­реждения дополнительного образования; обобщение и внедре­ние передового педагогического опыта, организация настав­ничества и руководство им; анализ результатов обучения де­тей в учебных группах и секциях);

• прогностические (планирование деятельности с учетом перс­пективы развития);

• проектировочные (перспективное прогнозирование и текущее планирование);

• обучающие (повышение квалификации педагогических работ­ников);

• организационно-координационные (реализация задач мето­дической работы, поставленных на конкретные сроки, подго­товка и проведение семинаров, конкурсов, деловых игр среди педагогов).

Функции экспертного совета:

• совещательные (объективная информация о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекоменда­ций);

• экспертно-контролирующие (заслушивание отчетов, докла­дов, заключения о деятельности педагогических работни­ков, оценка методических и дидактических материалов и разработок, выработка единых требований к документации и т.п.);

• развивающие (развитие педагогического мастерства, овладе­ние формами, методами и технологиями, дающими наиболь­ший эффект);

• активизирующие (активизация усилий всех звеньев методи­ческой службы).

Координация и распределение функций педагогического, ме­тодического и экспертного советов в учреждении дополнитель­ного образования представлены в таблице 6 следующим обра­зом.

Таблица 6

Совет Компетенция совета Соуправление
Педагогический совет Определение путей развития учреждения. Оценка лучшего педагогического опыта. Утверждение планов и про­грамм деятельности. Оценка различных направле­ний деятельности С советом учреждения С методическим советом
Методический совет Планирование педагогических советов, общих мероприятий. Рассмотрение различных сто­рон деятельности педагоги­ческих работников. Планирование обобщающего контроля, конкурсов, смотров и т.п. С педагогическим советом  
Экспертный совет Оценка передового опыта деятельности педагогических работников учреждения С педагогическим и методическим советами

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Основное значение профессиональных объединений педагогов.

2. Какие основные формы используются в методическом объединении?

3. Как Вы понимаете деятельность кафедры?

4. В каких формах осуществляются внешние связи кафедры?

5. Раскройте основное содержание работы лаборатории.

6. Сравните деятельность лаборатории и кафедры.

7. Проанализируйте функции, задачи и формы работы творческой мастерской.

8. Сравните функции методического и экспертного советов.

9. Составьте таблицу: координации и распределения функций педагогического, методического и экспертного советов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: