Профессиональное объединение педагогов — это группа педагогических работников, специалистов, ученых, административных и других работников, созданная с целью совместного решения сложных задач.
Методическое объединение — традиционно существующее и наиболее распространенное объединение педагогов одного или нескольких близких профилей деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Педагоги в нем занимаются прежде всего методической работой: разработкой частной методики по предмету, обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания по актуальным темам.
Целью работы любого методического объединения является обеспечение качества образования, эффективности инноваций коллективным поиском и проверкой, отработкой и внедрением лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, взаимным профессиональным общением, обменом опытом, выработкой единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов образовательной деятельности обучающегося и педагога.
Основные формы работы методического объединения:
• заседания, на которых выступают члены методического объединения;
• обсуждение актуальных проблем;
• обзор новинок научно-методической литературы;
• подготовка, проведение показательных мероприятий, конкурсов, выступлений;
• методическая учеба педагогов;
• оказание методической помощи педагогам.
Но самое главное — это обширная издательская деятельность кафедры: научно-методические сборники, пособия, учебные пособия, методические комплекты и др.
В системе дополнительного образования сегодня ведутся поиски установления более тесных связей педагогической теории и практики. В качестве отражения этих процессов могут создаваться профессиональные объединения педагогов — лаборатории, которые, как и кафедры, встречаются в учреждении дополнительного образования детей пока довольно редко.
|
Основными функциями лаборатории являются информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная.
Задачи лаборатории:
• проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения дополнительного образования детей;
• разработка концепции развития, программы деятельности учреждения дополнительного образования, образовательных программ;
• создание нормативных и методических документов.
Содержанием работы лаборатории является организация опытно-экспериментальных площадок для апробации инноваций.
Выделяют следующие этапы экспериментальной работы.
1) Аналитико-диагностический этап:
• выявление образовательных потребностей детей и родителей;
• диагностика проблем;
• осмысление имеющегося опыта в решении выявленных проблем;
• поиск путей и способов их решения.
2) Проектный этап, предполагающий разработку комплексной программы экспериментальной работы и образовательных экспериментальных программ с привлечением методистов и специалистов.
3) Внедренческий этап, имеющий целью:
• определение базы опытно-экспериментальной работы педагогов;
• апробацию программ;
• диагностику результатов реализации программ.
4) Обобщающий этап предполагает:
• анализ и обобщение полученных результатов;
|
• формулировку выводов;
• подготовку методической продукции по итогам работы.
5) Редакционно-оформительский этап, завершающий, включает:
• оформление методических материалов для издания;
• участие в педагогических конкурсах.
Работа лаборатории осуществляется в таких формах, как:
• консультации и консультирование;
• открытые занятия и мероприятия;
• мастер-классы;
• семинары-практикумы;
• заседания творческих групп и т.п.
Возможные виды продукции лаборатории:
• концепции развития;
• программы экспериментальной работы;
• образовательные программы;
• учебно-методические пособия по реализации программ;
• методические разработки открытых занятий;
• сценарии для творческих мастерских;
• методические разработки семинаров, практикумов;
• нормативные и методические документы по организации деятельности учреждения дополнительного образования.
Творческая мастерская — это эффективная форма передачи знаний и умений педагогов, их обмена опытом обучения, воспитания и развития детей, получившая широкое распространение в педагогической практике учреждений дополнительного образования за последние годы.
В творческой мастерской реализуются функции:
• информационная;
• проектировочная;
• обучающая.
Задачи творческой мастерской:
• разработка педагогических методик и технологий обучения и воспитания;
• развитие мотивации к овладению авторской технологией или техникой деятельности;
• повышение квалификации и уровня профессионализма пед-кадров;
• распространение передового педагогического опыта;
|
• внедрение актуальных технологий обучения и воспитания;
• конструирование педагогических ситуаций, работа над нетрадиционными формами педагогической деятельности.
Основными формами методической работы в творческой мастерской являются:
• семинары;
• педагогические практикумы;
• ролевые и деловые игры;
• мастер-классы;
• имитационные занятия со взрослыми;
• показательные занятия;
• наставничество;
• эстафета творческих дел;
• массовые мероприятия;
• творческие конкурсы;
• научно-практические педагогические конференции;
• курсы повышения квалификации.
Педагогический опыт, представленный в творческой мастерской, должен отличаться системностью, технологичностью, доступностью, возможностью трансляции.
Результатами работы творческих мастерских являются такие виды продукции, как:
• методические сборники педагогических разработок (программ, методических пособий);
• учебно-методические пособия;
• дидактический материал для занятий;
• программы курсов повышения квалификации;
• планы и программы семинаров-практикумов;
• положения о творческих конкурсах;
• сценарии и планы массовых мероприятий.
В задачи методической службы входит организация работы методического, экспертного советов и участие в работе педагогического совета.
Педагогический совет — это коллегиальный орган самоуправления педагогических работников учреждения дополнительного образования детей.
Методический совет — это коллегиальный орган, объединяющий наиболее квалифицированных педагогических и руководящих работников учреждения дополнительного образования детей. Методический совет создается для разработки и решения учебно-методических проблем и является основой методической службы, включающей в себя администрацию, педагогов, методистов, ученых. При методическом совете рекомендуется формирование методического актива, в составе которого должны быть руководители методических объединений, кафедр, лабораторий и т.п., педагоги-экспериментаторы, научные сотрудники.
Экспертный совет — это профессиональное объединение педагогов, ученых и управленцев, которое создается в структуре управления для наиболее эффективной организации экспертизы деятельности учреждения. Во многих учреждениях дополнительного образования функции экспертного совета обычно выполняет методический совет
Функции педагогического совета:
• управленческие: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертные, контрольные и корригирующие;
• методические: информационные, аналитические, развивающие, обучающие;
• воспитательные: мотивационные, мировоззренческие, организационно-воспитательные;
• социально-педагогические: коммуникационные, интегрирующие, координирующие, защитные.
Функции методического совета:
• информационные (освещение состояния учебно-воспитательного процесса, достижений педагогической науки и т.п.);
• аналитические (анализ результативности деятельности учреждения дополнительного образования; обобщение и внедрение передового педагогического опыта, организация наставничества и руководство им; анализ результатов обучения детей в учебных группах и секциях);
• прогностические (планирование деятельности с учетом перспективы развития);
• проектировочные (перспективное прогнозирование и текущее планирование);
• обучающие (повышение квалификации педагогических работников);
• организационно-координационные (реализация задач методической работы, поставленных на конкретные сроки, подготовка и проведение семинаров, конкурсов, деловых игр среди педагогов).
Функции экспертного совета:
• совещательные (объективная информация о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций);
• экспертно-контролирующие (заслушивание отчетов, докладов, заключения о деятельности педагогических работников, оценка методических и дидактических материалов и разработок, выработка единых требований к документации и т.п.);
• развивающие (развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и технологиями, дающими наибольший эффект);
• активизирующие (активизация усилий всех звеньев методической службы).
Координация и распределение функций педагогического, методического и экспертного советов в учреждении дополнительного образования представлены в таблице 6 следующим образом.
Таблица 6
Совет | Компетенция совета | Соуправление |
Педагогический совет | Определение путей развития учреждения. Оценка лучшего педагогического опыта. Утверждение планов и программ деятельности. Оценка различных направлений деятельности | С советом учреждения С методическим советом |
Методический совет | Планирование педагогических советов, общих мероприятий. Рассмотрение различных сторон деятельности педагогических работников. Планирование обобщающего контроля, конкурсов, смотров и т.п. | С педагогическим советом |
Экспертный совет | Оценка передового опыта деятельности педагогических работников учреждения | С педагогическим и методическим советами |
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Основное значение профессиональных объединений педагогов.
2. Какие основные формы используются в методическом объединении?
3. Как Вы понимаете деятельность кафедры?
4. В каких формах осуществляются внешние связи кафедры?
5. Раскройте основное содержание работы лаборатории.
6. Сравните деятельность лаборатории и кафедры.
7. Проанализируйте функции, задачи и формы работы творческой мастерской.
8. Сравните функции методического и экспертного советов.
9. Составьте таблицу: координации и распределения функций педагогического, методического и экспертного советов.